Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 сентября 2005 г. N А66-11061/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" Рубеко А.В. (доверенность от 04.07.2005),
рассмотрев 13.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверская энергетическая система" на решение от 14.03.2005 (судья Куров О.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 13.06.2005 (судьи Истомина О.Л., Борцова Н.А., Кольцова Т.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-11061/2004,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверская энергетическая система" (далее - ОАО "Тверская энергетическая система") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов администрации Тверской области, третьим лицам - Министерству финансов Российской Федерации, отделу социальной защиты населения администрации города Ржева о взыскании 9026 руб. 43 коп. убытков, возникших у истца в связи с предоставлением соответствующим категориям граждан, проживающим в городе Ржеве, скидки в размере 50% с установленной платы за электроснабжение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в период с 01.01.2004 по 31.07.2004.
Определением от 13.10.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Тверской области.
Определением от 22.12.2004 удовлетворено ходатайство истца о замене ответчика - Департамента финансов администрации Тверской области на Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением суда от 14.03.2005 в удовлетворении ходатайства истца о замене его на правопреемника - открытое акционерное общество "Тверская энергосбытовая компания" и о приостановлении производства по делу отказано.
В иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.06.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Тверская энергетическая система" просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, является необоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверская энергетическая система" в период с 01.01.2004 по 31.07.2004 на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) при взимании платы за электроэнергию учитывало скидку в размере 50%. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Статьей 14 Закона гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и членам их семей, проживающим с ними, установлена скидка в размере 50% с установленной платы за отопление и горячее водоснабжение.
Статьей 5 Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с его реализацией в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Суд первой инстанции сослался на статью 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в спорный период, согласно которой возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе предусмотренных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов, и пришел к выводу о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Кассационная инстанция считает такой вывод необоснованным. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" финансирование Закона осуществляется путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из Фонда компенсаций.
Предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия указанных Правил продлен на 2004 год.
Согласно указанным Правилам предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Указанные Правила предусматривают, что перечисление денежных средств на счета организаций, предоставивших услуги пострадавшим от радиации гражданам, осуществляется органами федерального казначейства после зачисления в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательные акты не предусматривали в 2004 году обязанность субъекта Российской Федерации компенсировать расходы организаций на реализацию Закона за счет средств своего бюджета.
Принимая во внимание, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно применена норма права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить, в каком размере Тверской области из федерального бюджета поступали денежные средства на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и на какие цели они были использованы субъектом Российской Федерации.
Кроме того, следует установить, был ли включен в спорный период в тариф на электроэнергию налог на добавленную стоимость, включена ли эта сумма в размер иска, и дать оценку правомерности требований истца в этой части.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 13.06.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-11061/2004 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2005 г. N А66-11061/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника