Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 сентября 2005 г. N А56-34238/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон-Аэро" Клейменовой В.Е. (доверенность от 01.04.2005 N (02)/319-034), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Масловой Е.С. (доверенность от 12.09.2005 N 20-05/18834),
рассмотрев 21.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2005 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-34238/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон-Аэро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - налоговая инспекция) N 13/70 без даты и выставленного на его основании требования от 10.08.2004 N 0417004435 в части взыскания недоимки по налогу в сумме 558 910 руб., пеней в размере 33 188 руб. и 111 781 руб. 60 коп. штрафа.
Решением суда от 24.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2005, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Как указывает податель жалобы, обществом допущено занижение налога на добавленную стоимость за январь 2004 года в результате неправомерного включения в состав налоговых вычетов сумм налога по счетам-фактурам, составленным и выставленным с нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а именно, в ряде счетов-фактур неверно указан идентификационный номер (далее - ИНН) покупателя, не указан его адрес, в графе "адрес покупателя" не указаны индекс и номер дома. Поскольку исправления в ненадлежащим образом оформленные счета-фактуры были внесены налогоплательщиком после вручения ему акта камеральной проверки, право на налоговые вычеты в январе 2004 года у него не возникает. Кроме того, встречными проверками поставщиков заявителя установлено, что организации ООО "Сургутэкс" и ООО "Ронтэк" отчетность в налоговый орган по месту регистрации не представляют, по юридическим адресам не находятся.
В представленном обществом отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных обществом декларации по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за январь 2004 года и уточненной налоговой декларации за данный налоговый период, в ходе которой установила неправомерное занижение обществом налога на добавленную стоимость за проверенный период в сумме 560 962 руб. в результате неправомерного включения в состав налоговых вычетов налога по счетам-фактурам, оформленным с нарушением порядка, установленного положениями пункта 5 статьи 169 НК РФ. Так, в счетах-фактурах не указан адрес покупателя либо графа "адрес покупателя" заполнена не полностью - не указан номер дома и индекс, неверно указан ИНН общества. Результаты проверки были отражены в акте от 15.07.2004 N 13/70.
После получения акта камеральной проверки, общество направило в налоговый орган исправленные счета-фактуры, устранив их недостатки, изложенные в акте от 15.07.2004. Документы согласно оттиску штампа канцелярии поступили в налоговую инспекцию 29.07.2004.
Налоговая инспекция вынесла решение N 13/70 без даты, которым привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 112 192 руб. штрафа, доначислила 560 962 руб. налога на добавленную стоимость и начислила 33 312 руб. пеней.
На основании принятого решения, налогоплательщику было направлено требование от 10.08.2004 N 0417004435 об уплате налога в срок до 20.08.2004.
Общество с решением налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 558 910 руб., пеней в размере 33 188 руб. и 111 781 руб. 60 коп. штрафа, а также с выставленным на его основании требованием, не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, указали на представление им до вынесения налоговым органом решения исправленных счетов-фактур и признали предъявление налога к вычету именно в данном налоговом периоде правомерным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 171, 172, 173, 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ указано, что документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, является счет-фактура.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом в пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (подпункт 2 названной нормы).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, первоначально, обществом были представлены счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного положениями статьи 169 НК РФ.
Вместе с тем 29.07.2004, до вынесения налоговым органом решения N 13/70 (данное обстоятельство налоговой инспекцией не оспаривается), общество представило исправленные счета-фактуры, которые не были учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого налогоплательщиком решения.
Учитывая, что счета-фактуры составляют и выставляют продавцы товаров (работ, услуг), суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика применить налоговый вычет и возместить налог на добавленную стоимость, устранив нарушения, допущенные поставщиками товаров (работ, услуг) при оформлении счетов-фактур.
В данном случае обществом представлены счета-фактуры, оформленные поставщиками в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, и тем самым в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ заявитель подтвердил свое право на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам и на возмещение налога на добавленную стоимость.
При этом кассационная инстанция отклоняет довод налоговой инспекции о том, что право на применение вычетов у общества не возникает в январе 2004 года, поскольку исправленные счета-фактуры были представлены в другой налоговый период.
Из положений статей 171 и 172 НК РФ следует, что основными условиями, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата. Следовательно, налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.
Таким образом, в случае исправления или переоформления счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара к учету, его оплата), а не в периоде исправления ошибки.
Факт оплаты обществом спорных счетов-фактур именно в январе 2004 года налоговая инспекция не оспаривает.
Суд кассационной инстанции считает также правильным вывод судов о том, что непредставление отчетности поставщиками общества - ООО "Сургутэкс" и ООО "Ронтэк", не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не ограничивают право налогоплательщика на вычеты условием представления отчетности поставщиком и фактами их нахождения по юридическому адресу.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правомерно признали решение налоговой инспекции N 13/70 и выставленное на его основании требование в оспариваемой части недействительными.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2005 по делу N А56-34238/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2005 г. N А56-34238/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника