Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 сентября 2005 г. N А56-2156/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 марта 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии в судебном заседании от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Ивановой А.А. (доверенность от 17.01.2005 N 04-23/664), Поневежской Н.С. (доверенность от 17.01.2005 N 04-23/665), от общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "Ливиз" Порошиной В.И. (доверенность от 13.01.2005),
рассмотрев 22.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2005 по делу N А56-2156/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "Ливиз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области, далее - Инспекция) от 22.12.2004 N 15-26/267 б части доначисления 3 110 833 руб. акциза, 469 130 руб. пеней и 350 028 руб. штрафа.
Судом произведена замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области.
Решением от 03.03.2005 суд удовлетворил заявление Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2005 решение суда от 03.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно применило налоговые вычеты по акцизу при производстве этилового спирта и реализации спиртосодержащих отходов, поскольку в силу положений статьи 199 и 201 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы акцизов принимаются к вычету только при условии фактической оплаты и списания подакцизного сырья на затраты по производству реализованных подакцизных товаров. Зачетный механизм применения налоговых вычетов не применяется к товарам, не являющихся подакцизными.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную документальную проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 2002 по 2003 годы, по результатам которой составила акт от 04.11.2004 N 15-10/475.
На основании указанного акта и результатов рассмотрения разногласий, поданных заявителем на акт проверки, налоговый орган принял решение от 22.12.2004 N 15-26/267, которым привлек Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 309 195 руб. штрафа, доначислил 3 110 833 руб. акциза и 414 403 руб. пеней.
Основанием для принятия указанного решения послужили следующие обстоятельства.
Общество, имеющее лицензию на производство, реализацию и хранение этилового спирта, в октябре 2002 года ввело в эксплуатацию цех ректификации спирта-сырца. Производство этилового спирта осуществлялось в соответствии с "Производственным технологическим регламентом на получение спирта из крахмалосодержащегося сырья ПТР 10-23034-02", утвержденного 28.10.2002 руководителем департамента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. При производстве этилового спирта из спирта-сырца образуются спирт-ректификат "Экстра", являющимся подакцизным товаром, и головная фракция этилового спирта и сивушные масла, которые не являются подакцизными товарами с момента получения соответствующих государственных удостоверений. По мнению налогового органа, если спиртосодержащиеся отходы, образующиеся при производстве алкогольной продукции, направляются для дальнейшей переработки или для использования в технических целях, то в силу полпункта 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ они не рассматриваются как подакцизные товары, а следовательно, сумма акциза, уплаченная при приобретении спирта, содержащегося в отходах, к вычету при определении суммы акциза на алкогольную продукцию не принимается.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что введенный Инспекцией порядок расчета сумм акциза, не подлежащего вычету, при реализации неподакцизных товаров, не основан на нормах налогового законодательства.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом обложения акцизом признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ произведенная заявителем алкогольная продукция отнесена к подакцизным товарам.
Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду подакцизного товара, а сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (пункт 1 статьи 187, статья 199 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).
Согласно пункту 4 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 201 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 200 НК РФ, производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других реализованных (переданных) подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцами при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 202 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет по итогам налогового периода (месяца) определяется как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.
Согласно пункту 5 статьи 202 НК РФ сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с указанной главой, совершенным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.
Судами установлено и налоговым органом не оспаривается технологическая схема производства этилового спирта из спирта-сырца, из которого образуются спирт-ректификат "Экстра", являющегося подакцизным товаром, а также головная фракция этилового спирта и сивушные масла, которые не являются подакцизными товарами с момента получения соответствующих государственных удостоверений.
Как следует из содержания пункта 3 статьи 201 НК РФ, налоговые вычеты предусмотренные пунктами 1-4 статьи 200 НК РФ, производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других реализованных (переданных) подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Таким образом, данными нормами предусмотрена возможность предъявления к вычету сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при приобретении подакцизного товара, используемого в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров. Однако норм, запрещающих налогоплательщику производить налоговый вычет акциза, если при производстве подакцизного товара образовались спиртосодержащиеся отходы, не являющиеся подакцизными товарами, положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат.
Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Фактически налоговый орган ввел новую норму налогового законодательства, не предусматривающей возможность налогового вычета в случае, если при производстве алкогольной продукции образуются неподакцизные товары.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.01.2005 N 36-О "обязанность платить законно установленные налоги и сборы - непосредственное требование Конституции Российской Федерации, ее статьи 57, которое распространяется на всех налогоплательщиков. По смыслу данной статьи в системной связи со статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3)".
Судебные инстанции установили, что заявителем соблюдены все условия в части предъявления сумм акциза к вычету, предусмотренные статьями 200 и 201 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения о доначислении 3 110 833 руб. акциза, 469 130 руб. пеней и 350 028 руб. штрафа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2005 по делу N А56-2156/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.01.2005 N 36-О "обязанность платить законно установленные налоги и сборы - непосредственное требование Конституции Российской Федерации, ее статьи 57, которое распространяется на всех налогоплательщиков. По смыслу данной статьи в системной связи со статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3)".
Судебные инстанции установили, что заявителем соблюдены все условия в части предъявления сумм акциза к вычету, предусмотренные статьями 200 и 201 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2005 г. N А56-2156/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника