Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2005 г. N А52/1784/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице его Великолукского отделения N 169 Граненко Н.Е. (доверенность от 03.12.04 N С-3-4088), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области Казакова М.П. (доверенность от 24.01.05 N 02-17/773), рассмотрев 13.10.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.06.05 по делу N А52/1784/2005/2 (судья Манясева Г.И.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Великолукского отделения N 169 (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Псковской области (далее - Инспекция) от 08.04.05 N 13-03/1136дсп о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату транспортного налога за 2004 год в результате занижения ставки по налогу.
Решением суда от 17.06.05 заявленные банком требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Закона Тверской области от 26.11.02 N 224-ОЗ" следует читать "Закона Псковской области от 26.11.02 N 224-ОЗ"
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать банку в удовлетворении требований. По мнению инспекции, банк необоснованно при расчете транспортного налога за 2004 год применил ставки налога, установленные статьей 2 Закона Тверской области от 26.11.02 N 224-ОЗ "О транспортном налоге" для легковых автомашин, к десяти специализированным автотранспортным средствам, приобретенным для инкассации ценностей. Инспекция считает, что указанные автотранспортные средства не относятся к легковым автомашинам.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной банком декларации по транспортному налогу за 2004 год.
В ходе проверки установлено, что банк при расчете транспортного налога по специальным автомобилям, предназначенным для инкассации, необоснованно применил ставки "легковых автомобилей", в то время как указанные автомобили, по мнению инспекции, относятся к категории грузовых, поскольку являются специальными.
Решением от 08.04.05 N 13-03/1136 дсп инспекция доначислила банку 7550 руб. транспортного налога, 253 руб. пеней и привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 1 510 руб. штрафа.
Банк не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика. Однако кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Псковской области установлены Законом Псковской области от 26.11.02 N 224-О3 (далее - Закон) в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со статьей 2 Закона ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 8 руб., с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. - 13 руб., а для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 18 руб., от 100 л.с. до 150 л.с. - 26 руб.
Банк в представленной в налоговый орган декларации по транспортному налогу за 2004 год применил по автотранспортному средству 29571 "ОХТА", специализированный фургон цельнометаллический с мощностью двигателя 110 л.с. ставку налога в размере 13 руб., по остальным девяти автотранспортным средствам - ставку 8 руб., полагая, что все указанные автотранспортные средства относятся к легковым автомобилям.
Однако кассационная инстанция считает, что у налогоплательщика не имелось оснований для отнесения приобретенных специализированных транспортных средств, предназначенных для инкассации ценностей, к легковым автомобилям.
Совместным приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (далее - Положение), которое действовало в 2004 году. В соответствии с разделом 2.2 (пункты 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4) в строке "1. Идентификационный номер (VIN)" (далее - VIN) паспорта транспортного средства указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.
Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства.
Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.
Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке, как правило, указывается код года изготовления транспортного средства (Приложение 2 к Положению), на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.
В строке "3. Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
Например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.
В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства оставляют категорию, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. (далее - Конвенция о дорожном движении):
А - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей (Приложение 3 к Положению).
Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн (грузовые).
В паспортах приобретенных банком транспортных средства в строке 4 указана категория транспортного средства типа В, что означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.
В строке 3 названных паспортов транспортных средств указан тип транспортного средства - специальный фургон цельнометаллический, что согласно пункту 2.2.3 раздела 2.2 Правил соответствует типу транспортного средства "Грузовой", ни в одном из представленных в суд паспортов в строке три не указан тип транспортного средства "Легковой".
Во второй части VIN (идентификационных номеров), имеющихся в паспортах приобретенных банком транспортных средств, которая является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации, также нет указания на то, что транспортные средства являются легковыми.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", а также пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Правил в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля) Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" -легковой автомобиль; "7" - фургоны;
"9" - специальные. В строке 2 имеющихся в материалах дела паспортов транспортных средств вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана "9", а для транспортного средства ГАЗ-2705 - "7", что также свидетельствует о том, что приобретенные банком транспортные средства не являются легковыми.
Действительно приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.03 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.
Однако согласно указанному Классификатору автомобили специальные и специальные фургоны, а также автомобили - фургоны специализированные прочие относятся как к автомобилям легковым (коды 153410160, 153410165), так и к автомобилям специальным (код 153410359).
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что налоговые органы при определении типа транспортных средств, приобретенных банком, и ставок транспортного налога, подлежащих применению при налогообложении этих транспортных средств в 2004 году, правомерно руководствовались сведениями о транспортных средствах, указанными в паспортах транспортных средств, из которых не следует, что эти транспортные средства являются легковыми автомобилями.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17.06.05 по делу N А52/1784/2005/2 отменить.
В удовлетворении заявления АК Сберегательному банку РФ отказать.
Взыскать с АК Сберегательного банка Российской Федерации в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2005 г. N А52/1784/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника