Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 октября 2005 г. N А26-706/2005-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Ветошкиной О.В., при участии от Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Степановой Т.В. (доверенность от 20.06.2005 N 03-14/123),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2005 (судья Коростелева В.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-706/2005-16,
установил:
Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Объединенная городская поликлиника N 3" (далее - Учреждение) 85 538 руб. ущерба, причиненного Фонду путем использования средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
Определением суда от 20.05.2005 заявление Фонда оставлено без движения в связи с несоблюдением требований пунктов 2, 3, 5 и 7 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Для устранения недостатков заявителю установлен срок до 03.03.2005.
До истечения установленного судом срока Фонд устранил указанные судом недостатки, кроме представления доказательств уплаты государственной пошлины. Фонд считал, что по рассматриваемой категории споров он освобожден от уплаты госпошлины.
Определением от 04.03.2005 суд возвратил заявление Фонда, сославшись на пункт 4 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 определение суда от 04.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить определение от 04.03.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.07.2005, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рамках выполнения возложенных на них функций по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи осуществляют деятельность в области обязательного медицинского страхования. Обращение Фонда в арбитражный суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного Фонду в связи с нецелевым использованием муниципальным учреждением здравоохранения средств обязательного медицинского страхования, направлено на обеспечение государственных интересов, следовательно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Фонд освобождается от уплаты государственной пошлины.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Объединенная городская поликлиника N 3" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что определение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для принятия заявления Фонда к производству по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии со статьей 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы защиты населения и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В пункте 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ указано, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как следует из статьи 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования возложена функция по обеспечению государственной политики в области обязательного медицинского страхования, в рамках которой они осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных статьей 41 Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ установлено, что одним из видов социальных страховых рисков является необходимость получения застрахованным лицом медицинской помощи.
Согласно пункту 1 статьи 8 этого же Закона каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. При этом в подпункте 1 пункта 2 названной статьи указано, что страховым обеспечением является оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" утверждены Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением - юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения территориальный фонд обязательного медицинского страхования наряду с другими функциями: аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан; осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов, а также осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Статьей 26 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Фонд, обратившийся в арбитражный суд с заявлением о возмещении причиненного вреда Федеральному и территориальному фонду обязательного страхования, освобождается от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанции считает, что у судов отсутствовали законные основания для возврата поданного Фондом заявления о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Объединенная городская поликлиника N 3" 85 538 руб. ущерба, причиненного в результате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, по мотиву неуплаты госпошлины и недоказанности наличия права на льготу по ее уплате.
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, а дело - передаче в Арбитражный суд Республики Карелия для принятия заявления к производству.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 по делу N А26-706/2005-16 отменить.
Дело передать в Арбитражный суд Республики Карелия для принятия заявления к производству.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2005 г. N А26-706/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника