Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2005 г. N А26-3419/2005-217
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Федерального государственного учреждения "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" Казакова С.А. (доверенность от 07.10.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия Бокша Е.М. (доверенность от 21.07.2005 N 03/109-05), Кузовлевой Л.А. (доверенность от 07.10.2005 N 03/129-05), Михайлова А.В. (доверенность от 03.05.2005 N 03/89-05),
рассмотрев 27.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.06.2005 по делу N А26-3419/2005-217 (судья Шатина Г.Г.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 21.04.2005 N 10-03/44.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2005 заявление Учреждения удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и направить дело на новое рассмотрение. Налоговый орган считает, что суд первой инстанции неправильно применил положения статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, перечень расходов, распределяемых между коммерческой и некоммерческой деятельностью, приведен в пунктах 3 и 4 статьи 321.1 НК РФ и является исчерпывающим. Следовательно, расходы, не названные в данной статье, не могут быть отнесены бюджетными организациями на уменьшение налогооблагаемой базы.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить решение суда от 29.06.2005 без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Учреждением налогового законодательства за период с 01.07.2001 по 30.09.2004, по результатам которой составила акт от 24.03.2005 N 10-36/33 и вынесла решение от 21.04.2005 N 10-03/44 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в виде взыскания 1 612 198 руб. штрафа. Указанным решением Инспекция доначислила Учреждению 8 940 056 руб. налога на прибыль.
Инспекция выставила Учреждению требования от 27.04.2005 N 5765 об уплате налога на прибыль и N 60 об уплате налоговой санкции.
Учреждение не согласилось с решением Инспекции от 21.04.2005 N 10-03/44 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя и кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Согласно статье 321.1 НК РФ налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Таким образом, критерием отнесения расходов Учреждения на уменьшение его коммерческих доходов является их связь с его коммерческой деятельностью.
Однако в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ установлено, что если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно - управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Расходы по этим видам нельзя однозначно разделить на связанные или не связанные с коммерческой деятельностью расходы, поэтому законодатель и вывел их за рамки общего правила.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается для целей, значимых с точки зрения государственного регулирования социально-экономических отношений, а не для извлечения прибыли. В то же время согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учреждениям не запрещено заниматься коммерческой деятельностью в рамках уставных целей, а, следовательно, и получать от нее доходы.
При этом налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
При определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитывается имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
В пункте 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
С учетом наличия названной нормы Инспекция считает, что Учреждение вправе уменьшить доходы от коммерческой деятельности только на те расходы, которые не предусмотрены в бюджетной смете.
Вместе с тем любое учреждение в силу его специальной правоспособности не вправе заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Финансирование таких организаций из бюджетов соответствующих уровней также производится для осуществления уставной деятельности, а следовательно, расходы, связанные с выполнением основных функций бюджетных учреждений, отражаются в бюджетной смете.
Таким образом, сам факт выделения средств на оплату труда, командировки, программное обеспечение не свидетельствует об отсутствии у некоммерческой организации права уменьшать на данные расходы базу, облагаемую налогом на прибыль, в той части, в которой она связана с получением доходов от ее коммерческой деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Согласно пункту 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют:
содержание внутренних водных путей в соответствии с программой обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов, категорией навигационного оборудования и сроками его действия;
пропуск судов и иных плавучих объектов через шлюзы;
диспетчерское регулирование движения судов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
проведение аттестации ответственных за обеспечение безопасности судоходства работников;
дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях паспортов моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов (далее - лоцманское удостоверение);
контроль за выполнением правил, норм и стандартов в области связи, используемой судами на внутренних водных путях;
контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
контроль за деятельностью лоцманских служб.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями регулируются статьей 321.1 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщик является бюджетным учреждением, осуществляющим как основную деятельность за счет средств бюджетного финансирования, так и коммерческую деятельность (работа лоцманских служб, диспетчерское регулирование движение судов, дипломирование, аттестация, выдача паспортов моряка и другие услуги экипажам судов, функции капитана порта, надзор за пожарной безопасностью, пропуск судов по каналу и содержание судоходной обстановки за пределами навигации и иные).
Ссылка подателя жалобы на неправильное применение судом положений пункта 3 статьи 321.1 НК РФ, является несостоятельной. В названной норме указано на необходимость пропорционального распределения отдельных расходов, прямо поименованных в этом пункте (оплата коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала), но не установлена обязанность по пропорциональному распределению иных расходов, понесенных бюджетным учреждением.
В силу положений статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан подтвердить правильность своих выводов в оспариваемом налогоплательщиком решении.
Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Поэтому каждая некоммерческая организация вправе разработать собственную методику ведения раздельного учета.
В подтверждении обоснованности исчисления заявителем налоговой базы по налогу на прибыль за проверенный период налогоплательщик сослался на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 17.03.2005 N 03-03-01-04/1-122 из которого следует, что ведение налогового учета и исчисление налоговой базы по налогу на прибыль в Учреждении осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 321.1 НК РФ и, следовательно, расходы, связанные с коммерческой деятельностью, учтены заявителем правомерно.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.06.2005 по делу N А26-3419/2005-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2005 г. N А26-3419/2005-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника