Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2005 г. N А66-4443/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области Осетровой Е.Ю. (доверенность от 28.01.05 N 3),
рассмотрев 01.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.05 по делу N А66-4443/2005 (судья Перкина В.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Шатров Дмитрий Михайлович обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Тверской области (далее - инспекция), выразившегося в непринятии решения о начислении на расчетный счет заявителя 40 781 руб. 87 коп. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2004 года.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предприниматель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о начислении ему 34 142 руб. 33 коп. процентов за несвоевременный возврат НДС.
Решением суда от 22.06.05 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, у заявителя отсутствует право на получение процентов, поскольку заявление на возврат НДС из бюджета им подано только 20.01.05, а проценты исчислены за период с 14.07.04 по 09.02.05.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, предприниматель 22.03.03 представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС за февраль 2004 года по ставке 0 процентов, а также полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающих право предпринимателя на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Инспекция провела камеральную проверку представленной предпринимателем налоговой декларации и документов. По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 07.06.04 N 483, которым налоговый орган отказал предпринимателю в возмещении НДС. Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.10.04 по делу N А66-7260/2004, вступившим в законную силу, обжалуемый акт налогового органа признан недействительным. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.05 решение от 12.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.12.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-7260/2004 оставлены без изменения.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за несвоевременный возврат экспортного НДС по налоговой декларации за февраль 2004 года.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ сумма разницы направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику и подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате незачтенной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления его налоговым органом.
В абзаце 4 пункта 3 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных данным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика в связи с несвоевременным возвратом из бюджета причитающихся ему денежных средств. При этом имущественные права налогоплательщика нарушаются в случае превышения совокупности всех сроков, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
То есть при определении подлежащей выплате налогоплательщику суммы процентов необходимо учитывать все предписанные процедурные сроки: срок вынесения решения налоговым органом, срок получения решения органами федерального казначейства и срок возврата сумм налога на добавленную стоимость.
Признание судом недействительным решения инспекции об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В силу положений статьи 176 НК РФ возврат соответствующих сумм налога из бюджета производится по письменному заявлению налогоплательщика.
В связи с этим при наличии поданного заявления налогоплательщика о возврате подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на его расчетный счет в случае несвоевременного возврата такой суммы наступают последствия, указанные в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ: на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты.
Материалами дела подтверждается, что декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года с документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 165 НК РФ, представлена предпринимателем в налоговый орган 22.03.04.
Заявление в налоговый орган о возмещении НДС путем возврата этой суммы на расчетный счет подано предпринимателем 20.01.05.
В данном случае инспекция не оспаривает, что возврат НДС, подлежащего возмещению за указанный период, произведен 09.02.05.
Таким образом, срок возврата НДС из бюджета следует исчислять с даты подачи заявления предпринимателем (20.01.05) с учетом двух недель на принятие инспекцией решения о возврате НДС, 7 дней на направление решения на исполнение в орган казначейства и двух недель на возврат суммы органом казначейства. С учетом названных процедурных сроков возврат НДС произведен предпринимателю 09.02.05 своевременно. Поэтому основания для начисления процентов в данном случае отсутствовали.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене. В удовлетворении требований предпринимателю следует отказать.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с предпринимателя Шатрова Д. М. подлежит взысканию в доход федерального бюджета 50 руб. госпошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.06.05 по делу N А66-4443/2005 отменить.
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю Шатрову Дмитрию Михайловичу отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шатрова Дмитрия Михайловича, 04.09.1966 года рождения, ИНН 69220024704, проживающего по адресу: город Западная Двина, улица Мира, дом 39-а, квартира 13, в доход федерального бюджета 50 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. N А66-4443/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника