Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черчага С.В, судей: Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1005/2021 по иску Хаштырова З. К. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по "адрес" о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера, по кассационной жалобе Хаштырова З. К. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Хаштырова З.К. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по "адрес" о взыскании недополученного денежного содержания, признании незаконными действий, выразившихся в лишении премий и выплат стимулирующего характера, отказано.
В кассационной жалобе Хаштыров З.К. просил отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций были допущены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хаштыров З.К. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Минюста России по "адрес" и замещал должность главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-лс.
В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как гражданскому служащему, устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4541 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере 60 % этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-м служебный контракт с Хаштыровым З.К. расторгнут, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ увольнение истца признано незаконным, Хаштыров З.К. восстановлен на федеральной государственной гражданской службе в прежней должности.
Из представленных ответчиком представлений к премированию и приказов о выплате премии за 2020 г. усматривается, что истец в указанном году не премировался.
Разрешая спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, условий служебного контракта, заключенного с истцом, применив положения ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также требований Положения о дополнительных и других выплатах федеральным государственным гражданским служащим Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Хаштырова З.К. о взыскании недополученного денежного содержания за 2020 год и признания незаконными действий, выразившихся в невыплате премий и выплат стимулирующего характера.
При этом суд исходил из того, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата средств материального стимулирования государственным гражданским служащим Управления Минюста России по "адрес" является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев в отношении каждого гражданского служащего персонально. Представитель нанимателя наделен правомочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров в зависимости от пределов фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера и премий.
Между тем, в отношении Хаштырова З.К. в 2020 г. не вносились представления к премированию и не принимались решения о премировании в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности, ненадлежащим исполнением поручений работодателя, учитывая объем выполненной им работы.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Как правильно указали суды обеих инстанций, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Между тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным отношениям.
Как следует из приведенных нормативных положений, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Хаштыровым З.К. требований о составе его денежного содержания относится определение правовой природы производимых ответчиком выплат в виде материального стимулирования.
Однако судебные инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права о составе денежного содержания федерального государственного служащего, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили.
Кроме того, рассматривая спор, суд первой инстанции установил, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" относится к числу дополнительных выплат, а порядок выплаты премии определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа. Во исполнение положения данного закона приказом Министерства юстиции утверждено Положение о дополнительных и других выплатах от ДД.ММ.ГГГГ N 349 (действующее до ДД.ММ.ГГГГ.), предписывающее принятие решения о выплате премии начальником территориального органа Министерства юстиции по представлению руководителей структурных подразделений территориального органа Министерства юстиции России, согласованным с курирующим заместителем начальника территориального органа, и оформляется приказом начальника.
В 2020 году истцу премия за выполнение особо важных и сложных заданий ответчиком не выплачивалась, со ссылкой на привлечение его к дисциплинарной ответственности и негативной оценкой деятельности работника.
Вместе с тем, судом было оставлено без внимания не дано надлежащей оценки тому обстоятельству, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по инициативе работодателя приказом от ДД.ММ.ГГГГг. было признано незаконным в судебном порядке.
Оценка личной эффективности в целях премирования в отношении Хаштырова З.К. не может быть поставлена в зависимость от незаконных действий работодателя, не обеспечившего работника Хаштырова З.К. возможностью исполнять свои трудовые обязанности в спорный период, на который пришелся период его незаконного увольнения по инициативе работодателя.
Процедура восстановления на работе заключается в устранении правовых последствий увольнения путем отмены приказа об увольнении работника и фактического предоставления работнику прежней работы, а также
устранения работодателем всех негативных для работника последствия незаконного увольнения, в том числе лишения его премии.
Отказывая в иске суды указали, что премирование является негарантированным материальным поощрением, размер которого зависит от экономии фонда оплаты труда, выполнения ключевых показателей эффективности работника.
Между тем, судом не было проверено производилось ли ответчиком премирование служащих за выполнение особо важных и сложных заданий в 2020 году, имел ли отношение к выполнению этих заданий истец Хаштыров З.К, и не являлось ли единственной причиной его депремирования в 2020г. его незаконное увольнение.
В связи с изложенным выводы судов первой и апелляционной инстанций о соответствии действий работодателя положениям нормативных актов, устанавливающих порядок и основания премирования, с учетом низкой личной эффективности работника и неудовлетворительных результатов оценки его деятельности и об отказе в удовлетворении исковых требований Хаштырова З.К. преждевременны.
Доводы Хаштырова З.К. о том, что незаконные действия работодателя, не должны влечь снижение оплаты труда, не получили надлежащей правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций. Из изложенного следует, что суды необоснованно уклонились от исследования по существу вопросов о наличии законных оснований отказа в премировании и выплате средств материального стимулирования истица.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются неправомерными, они сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, судебные инстанции не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ. Судебные инстанции формально подошли к рассмотрению настоящего дела, связанного с нарушением трудовых прав работника, что недопустимо при разрешении спора данной категории.
С учетом приведенного выше обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Черчага
Судьи Т.В. Камышова
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.