Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-166/2022 по иску Исбахиева Хусейна Вахитаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю об установлении даты назначения пенсии, по кассационной Исбахиева Хусейна Вахитаевича на решение Карагайского районного суда Пермского края от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исбахиев Х.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР по Пермскому краю), в котором просил установить фактическую дату начала назначения пенсии с момента обращения, а именно с февраля 2017 года.
В обоснование иска указал, что с 18 февраля 2017 года является пенсионером по возрасту. Для подтверждения страхового стажа в феврале 2017 года им были представлены трудовые книжки, подано заявление в пенсионный орган о назначении пенсии. По расчетам пенсионного органа его страховой стаж на момент обращения за назначением пенсии составил 8 лет 4 месяца 7 дней. В начислении пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью коэффициента, так как трудовые книжки имели несоответствие анкетных данных. В 2018 году он обратился в суд с заявлением об установлении факта принадлежности трудовых книжек. Решением суда от 11 декабря 2018 года его требования были удовлетворены. Затем он повторно обратился в пенсионный орган, однако вновь получил отказ в установлении пенсии в связи с тем, что периоды работы в Карагайском РСУ треста "Кудымкаргражданстрой" и в колхозе им. Дзержинского не были подтверждены, кроме записей в трудовой книжке. В сентябре 2020 года он обратился в суд с заявлением о включении периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии. 20 октября 2021 года вынесено решение, которым его исковые требования удовлетворены частично, периоды работы в Карагайском РСУ треста "Кудымкаргражданстрой" и в колхозе им. Дзержинского включены в стаж. С 01 декабря 2021 года он является получателем пенсии. В решении суда от 20 октября 2021 года упущена дата начала периода назначения пенсии, в связи с чем пенсионный орган назначил пенсию с даты обращения с заявлением после вступления решения суда в законную силу, а именно с декабря 2021 года. Полагает, что пенсия должна быть назначена с февраля 2017 года.
Решением Карагайского районного суда Пермского края от 04 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года, исковые требования Исбахиева Х.В. удовлетворены частично.
На ОПФР по Пермскому краю возложена обязанность назначить Исбахиеву Х.В. страховую пенсию по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 июня 2020 года. В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Исбахиев Х.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судами не принято во внимание, что он трижды обращался с заявлением о назначении пенсии, в которой ему было отказано незаконно. Полагая отказ пенсионного органа незаконным, он просил суд назначить страховую пенсию по старости с февраля 2017 года, то есть с даты достижения возраста 60 лет. Решением суда от 20 октября 2021 года в страховой стаж включены периоды, которые изначально были подтверждены трудовыми книжками, дополнительного стажа он не приобретал.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Исбахиев Х.В, "данные изъяты", 20 марта 2017 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карагайском районе Пермского края (далее - УПФР в Карагайском районе) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В назначении страховой пенсии по старости Исбахиеву Х.В. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа. Указанное решение Исбахиев Х.В. получил 04 апреля 2017 года.
22 ноября 2018 года Исбахиев Х.В. вновь обратился в УПФР в Карагайском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 27 февраля 2019 года N 190000004012/830992/18 в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решение направлено Исбахиеву Х.В. заказной почтой.
Решением Карагайского районного суда от 11 декабря 2018 года по гражданскому делу N 2-661/2018 установлен факт принадлежности Исбахиеву Х.В. трудовой книжки АТ-II N 8658330 и трудовой книжки АТ-IV N 7259447, решение суда вступило в законную силу 12 января 2019 года.
22 июня 2020 года Исбахиев Х.В. снова обратился в УПФР в Карагайском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением N 200000013232/310483/20 от 22 сентября 2020 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Решением Карагайского районного суда Пермского края по гражданскому делу N 2-378/2021 от 27 октября 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований Исбахиева Х.В. о включении периодов работы в страховой стаж. 03 февраля 2021 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда указанное решение Карагайского районного суда оставлено без изменения. Определением судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2021 года решение Карагайского районного суда от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 февраля 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Карагайского районного суда Пермского края от 20 октября 2021 года в страховой стаж включены периоды работы в Карагайском РСУ треста "Кудымкаргражданстрой" с 01 сентября 1988 года по 09 декабря 1988 года, в колхозе им. Дзержинского с 03 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 16 ноября 1989 года по 21 февраля 1992 года.
26 ноября 2021 года Исбахиев Х.В. вновь обратился в УПФР в Карагайском районе с заявлением о назначении страховой пенсии. Решением N 210000039395/600487/21 от 06 декабря 2021 года Исбахиеву Х.В. назначена пенсия по старости с 26 ноября 2021 года бессрочно.
Удовлетворяя частично исковые требования истца и определяя дату назначения Исбахиеву Х.В. страховой пенсии по старости с 22 июня 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, 22, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что для защиты своих прав, включения периодов работы в стаж истец обратился в суд в течение трех месяцев после подачи 22 июня 2020 года заявления о назначении пенсии, дальнейшее решение вопроса не зависело от воли истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции, установив из материалов пенсионного дела, что на дату подачи первоначального заявления о назначении страховой пенсии по старости по представленным истцом документам страховой стаж составил 5 лет 6 месяцев 19 дней, с учетом периодов страхового стажа, включенных решением суда от 20 октября 2021 года (2 года 6 месяцев 27 дней), страховой стаж составил 8 лет 1 месяцев 16 дней, ИПК - 4, 937, пришел к выводу, что на 20 марта 2017 года отсутствовала совокупность всех предусмотренных законом условий для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции также установил, что при рассмотрении повторного обращения Исбахиева Х.В. от 22 ноября 2018 года пенсионным органом на основании справки военного комиссариата от 18 декабря 2018 года, которая ранее не предоставлялась, был учтен период службы в армии по призыву 2 года 1 месяц 5 дней, суммарно с учетом всех периодов страховой стаж истца составил 10 лет 11 месяцев 14 дней, ИПК - 11, 348, что меньше необходимого в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При рассмотрении заявления истца от 22 июня 2020 года пенсионным органом дополнительно учтен в страховой стаж период работы в ООО "Мурад" продолжительностью 1 год 1 месяц 26 дней.
С учетом указанных выше периодов, в том числе периодов страхового стажа, включенных решением суда от 20 октября 2021 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на дату обращения 22 июня 2020 года у истца имелись условия назначения пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, поскольку его страховой стаж составил 11 лет 1 месяц 16 дней, ИПК - 12, 559.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на пенсию возникло у него ранее 22 июня 2020 года, однако поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, в 2019 году истец с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не обращался, незаконность решений пенсионного органа об отказе в назначении ему пенсии по заявлениям от 20 марта 2017 года, от 22 ноября 2018 года не установлена, согласился с датой назначения истцу страховой пенсии по старости, определенной решением суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов по следующим основаниям.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Исбахиева Х.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 20 марта 2017 года) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно частям 1 и 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в 2017 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляет 8 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента 11, 4.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 года N 1015).
Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
В соответствии с пунктом 27 Правил период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Исбахиева Х.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 20 марта 2017 года).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (подпункт "б");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается:
день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты заявителя;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано заявителю в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанного уведомления заявителю по почте.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года N 14н (документ утратил силу 24 февраля 2019 года; далее - Административный регламент).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, какие документы он должен представить для реализации права на пенсию, в какие сроки надлежит представить такие документы, последствия непредставления документов. Также на пенсионный орган возлагается обязанность запросить недостающие для установления пенсии документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При рассмотрении исковых требований Исбахиева Х.В. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были, в связи с чем суды не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии 20 марта 2017 года, а также последующих заявлений, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
С учетом заявленных истцом требований юридически значимыми, подлежащими выяснению судами нижестоящих инстанций, являлись, в том числе обстоятельства, связанные с исполнением ответчиком обязанности по разъяснению Исбахиеву Х.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (20 марта 2017 года) и последующих заявлений порядка обращения за пенсией и условий назначения пенсии, перечня необходимых недостающих документов, праве истца предоставить такие документы, сроке их предоставления и последствиях не предоставления; а также подтверждение факта выполнения пенсионным органом действий по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Из искового заявления Исбахиева Х.В, материалов дела следует, что он неоднократно после достижения возраста 60 лет, а именно 20 марта 2017 года, 22 ноября 2018 года, 22 июня 2020 года, обращался в пенсионный орган по вопросу установления страховой пенсии по старости. В целях назначения пенсии в 2018 году он обращался в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ему трудовых книжек, затем, поскольку часть периодов работы не была засчитана в страховой стаж, в 2020 году был вынужден снова обратиться в суд с заявлением о включении спорных периодов работы в страховой стаж.
Суды не проверили, явилось ли обращение Исбахиева Х.В. в суд относительно включения периодов работы в Карагайском РСУ треста "Кудымкаргражданстрой" и в колхозе им. Дзержинского в страховой стаж лишь в 2020 году следствием невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению Исбахиеву Х.В. при его первоначальном обращении с заявлением о назначении пенсии по старости 20 марта 2017 года, а также с заявлением от 22 ноября 2018 года порядка обращения за пенсией и условий назначения пенсии, вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, сроке их предоставления и последствиях не предоставления.
Судами не дана оценка отсутствию в решениях пенсионного органа от 31 марта 2017 года и 27 февраля 2019 года сведений о периодах работы и иных периодах, учтенных в страховой стаж, а также сведений о периодах, не включенных в страховой стаж и причинах их невключения пенсионным органом. Суды не установили, мог ли Исбахиев Х.В. с учетом информации, отраженной в решениях пенсионного органа, знать о том, какие периоды работы не были включены пенсионным органом в страховой стаж, по каким причинам, какие недостатки имеются в представленных им документах, какие действия ему следует предпринять для их устранения.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что пенсия Исбахиеву Х.В. должна быть назначена с 22 июня 2020 года, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что стаж работы в ООО "Мурад" продолжительностью 1 год 1 месяц 26 дней правомерно учтен пенсионным органом при рассмотрении заявления истца от 22 июня 2020 года, поскольку сведения о данном стаже были предоставлены работодателем только во втором квартале 2019 года, Исбахиев Х.В. в 2019 году с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не обращался.
Вместе с тем, указывая, что сведения о данном стаже были предоставлены работодателем только во втором квартале 2019 года, суд апелляционной инстанции не привел в апелляционном определении ссылки на конкретные доказательства, которые подтверждали бы данный вывод.
Кроме того, приходя к выводу о правомерности включения указанного периода работы в страховой стаж по заявлению истца от 22 июня 2020 года, суд апелляционной инстанции сослался на положения абзаца первого пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в соответствии с которым страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах) сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона (в редакции, действующей на момент обращения Исбахиева Х.В. с заявлением о назначении пенсии 22 ноября 2018 года) сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Из материалов дела следует, что работа истца в ООО "Мурад", с учетом которой Исбахиев Х.В. приобрел право на назначение пенсии по старости по части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, приходилась на период с 06 ноября 2017 года по 31 декабря 2018 года, то есть до вынесения пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии от 27 февраля 2019 года по заявлению от 22 ноября 2018 года.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные с выполнением пенсионным органом обязанностей по разъяснению Исбахиеву Х.В. вопроса о том, какие документы ему необходимо представить для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в частности для включения указанного периода в страховой стаж, в том числе о его праве обратиться к работодателю для предоставления последним сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", судами не устанавливались.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что Исбахиев Х.В. имеет право на назначение пенсии с 22 июня 2020 года, являются необоснованными.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Учитывая изложенное, в случае установления нарушений, допущенных пенсионным органом при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии 20 марта 2017 года, а также последующих заявлений, приведших к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости, суду необходимо определить с какого дня у Исбахиева Х.В. возникло право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Указанные нарушения свидетельствуют о существенном нарушении норм права, повлиявших на исход дела, в связи с чем решение Карагайского районного суда Пермского края от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карагайского районного суда Пермского края от 04 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 августа 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Карагайский районный суд Пермского края.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.