Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0001-01-2022-004084-95 (2-2885/2022) по иску С.Е.А. к бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", бюджетному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа г. Омска" о признании распоряжения незаконным, о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет, по кассационной жалобе С.Е.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
С.Е.А. обратился в суд с иском к филиалу бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа г. Омска", бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о признании распоряжения незаконным, о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
В обосновании заявленных требований указал, что является отцом малолетнего ребенка - С.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заполнил заявление о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, при подаче которого ему было сообщено о необходимости представить документы о получении дохода в качестве самозанятого.
В п. 9 поданного им заявления было указано, что в личный кабинет придет уведомление о регистрации заявления, в котором будет указан адрес для предоставления документов, по которому в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления необходимо представить документы.
4 апреля 2022 г. согласно полученному уведомлению, направленному на адрес его электронной почты, заявление было принято к рассмотрению, однако адрес филиала для представления документов в уведомлении отсутствовал.
4 мая 2022 г. на электронную почту пришло распоряжение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, согласно которого в назначении выплаты было отказано в связи с непредставлением заявителем в уполномоченный орган документов (сведений), указанных в п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, а также непредставление документов (сведений) в срок, указанный в п.п. 13.1 и 13.2; наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2-х и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленного в субъекте Российской Федерации, но не более 18 кв.м в расчете на одного человека, и количества членов его семьи.
Считает распоряжение незаконным и необоснованным ввиду неисполнения МФЦ обязанности по сообщению ему адреса для направления необходимых документов, а также ввиду неверного толкования норм действующего законодательства в части определения максимального размера площади на одного члена семьи, поскольку в соответствии с подп. "г" п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 отказать в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты могут при наличии в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленного в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв.м, в расчете на одного человека. Поскольку его семья состоит из пяти человек и суммарная площадь жилых помещений, находящихся в их собственности составляет 114, 2 кв.м, то норматив площади на каждого члена семьи составляет 22, 84 кв.м, что меньше установленных 24 кв.м.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований распоряжение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи дел включительно от 4 мая 2022 г. N Z00_2022-04-04_922 признать незаконным, возложить на филиал БУ "МФЦ" "МФЦ Кировского АО г. Омска" обязанность рассчитать и назначить ему ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 17 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г. решение Кировского районного суда г. Омска от 17 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.Е.А. ставит вопрос об отмене решения Кировского районного суда города Омска от 17 июня 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что, несмотря на установление в Омской области норматива площади помещений - 18 кв.м, при назначении или отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно следует руководствоваться положениями подп."г" п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, согласно которому площадь на каждого члена семьи должна быть менее 24 кв.м. Такое разъяснение содержится и в п. 7 Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 марта 2021 г, которым также предусмотрено в качестве условия отказа в назначении выплаты наличие нескольких квартир общей площадью на каждого члена семьи более 24 кв.м. Вновь ссылается на тот факт, что площадь на каждого члена семьи в его случае составляет 22, 84 кв.м, что дает ему право на получение указанной ежемесячной выплаты на ребенка, полагает, что аналогичная позиция (о размере площади - 24 кв.м.) применяется и при назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, С.Е.А. является отцом несовершеннолетних детей: С.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с матерью детей - С.С.А, проживают совместно.
4 апреля 2022 г. С.Е.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг ("Госуслуги") обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно - С.Е..
Распоряжением филиала БУ "МФЦ" "МФЦ Кировского АО г. Омска" от 4 мая 2022 г. N N заявителю в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет отказано, в качестве оснований для такого отказа указано следующее:
непредставление заявителем в уполномоченный орган документов (сведений), указанных в п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, а также непредставление документов (сведений) в срок, указанный в п.п. 13.1 и 13.2;
наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленного в субъекте РФ, но не более 18 кв.м в расчете на одного человека, и количества членов его семьи.
Также разъяснена причина отказа: 1) наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 помещений с назначением "жилое"; 2) для подтверждения дохода по справке о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход в качестве самозанятого, необходимо обратиться в филиал учреждения, предоставив ее в электронном виде через личный кабинет налоговой.
Полагая отказ в предоставлении указанных мер социальной поддержки незаконным, С.Е.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что ответчиком неверно применяется в качестве допустимого норматива площади жилых помещений, приходящегося на каждого члена семьи - 18 кв.м, вместо установленного в Постановлении Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 384 возможного максимума - 24 кв.м.
В ходе рассмотрения настоящего спора С.Е.А. 12 мая 2022 г. обратился в филиал БУ "МФЦ" "МФЦ Кировского АО г. Омска" с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого ему также было отказано распоряжением от 14 июля 2021 г. N N в связи с наличием в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше установленного норматива площади.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходил из факта принадлежности истцу и членам его семьи (5 человек) двух жилых помещений: квартиры по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью: 77, 9 кв.м, (на праве общей совместной собственности истца и его супруги); квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 36, 3 кв. м (принадлежит супруге заявителя), в связи с чем, с учетом суммарной площади указанных жилых помещений, на каждого члена семьи С.Е.А. приходится по 22, 84 кв.м, что более норматива площади, установленного в Омской области - 18 кв.м.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что ссылка истца на подп. "г" п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 основана на неверном толковании действующего законодательства. Вопреки суждению подателя апелляционной жалобы Основные требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, представляют собой общие правила установления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, на основании которых в каждом субъекте Российской Федерации разрабатываются и утверждаются свои порядки и условия, которые зависят от социально-экономических условий региона.
Положения подп. "г" п. 16 Основных требований как раз и предусматривают, что в субъекте Российской Федерации должен быть установлен норматив площади жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи, в расчете на одного человека, превышение которого является основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты на ребенка (либо норматив площади, который используется в регионе для предоставления мер социальной поддержки), величина которого должна быть не более 24 кв.м.
Таким образом, применению подлежат положения Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области, утвержденных указом Губернатора Омской области от 9 апреля 2020 г. N, которые Основным требованиям в данной части не противоречат.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что ссылка заявителя на Информацию Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 марта 2021 г. к иным выводам не ведет, поскольку, во-первых, она не является нормативным правовым актом, а во-вторых, Министерством указано, что Правительством утверждены правила назначения пособия для малообеспеченных семей на детей от 3 до 7 лет включительно; оценка нуждаемости введена по предложению региональных властей, при назначении выплаты будут учитываться, в том числе, доходы и имущество заявителей, а при определении критериев нуждаемости - широкий спектр жизненных ситуаций; в частности, выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие следующим имуществом и сбережениями: одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи - менее 24 кв. м.
Как показывает действующее законодательство, в субъектах Российской Федерации установлены различные величины норматива площади жилых помещений в целях признания граждан нуждающимися в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, например, в Тюменской области - 18 кв.м, (постановление Правительства Тюменская области от 29 апреля 2020 г. N 257-п), в Амурской области - 21 кв.м. (Закон Амурской области от 10 апреля 2020 г. N 506-03), в Республике Татарстан - 23 кв.м, (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2020 N 267), в Иркутской области - 24 кв.м. (Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 апреля 2020 г. N 53-50/20мпр).
Суд апелляционной инстанции отклонил и довод истца о том, что при назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет применяется норматив площади жилых помещений 24 кв.м, отметив, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет введена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 с 1 апреля 2022 г, является иной мерой социальной поддержки.
Подпунктом "з" п. 23 Основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630, действительно предусмотрено, что основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше произведения 24 кв. метров в расчете на одного человека и количества членов семьи.
Предоставление указанной ежемесячной выплаты на территории Омской области осуществляется в соответствии с положениями основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, утверждаемых Правительством Российской Федерации, полномочия по осуществлению вышеуказанной ежемесячной выплаты переданы Пенсионному фонду Российской Федерации и исполняются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты (постановление Правительства Омской области от 13 апреля 2022 г. N 169-п).
Таким образом, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет является иной мерой социальной поддержки, для которой предусмотрен другой порядок назначения и выплаты, регламентированный исключительно федеральным законодателем.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч.ч.1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (ст. 55, ч. 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 502-0, от 3 апреля 2014 г. N 686-0).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 установлены с 1 января 2020 г. ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемые нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение п. 4 данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее - Основные требования).
Согласно п. 1 Основных требований (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия решения органом, осуществляющим социальную защиту) они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Пунктами 3 и 4 Основных требований предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, такое право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 Основных требований предусмотрено, что для получения выплат необходимо обращение одного из родителей с соответствующим заявлением установленной формы.
Согласно подп. "г" п. 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются, в том числе: наличие в собственности у заявителя и членов его семьи: 2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части жилого дома), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 489).
Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Омской области утверждены Указом Губернатора Омской области от 9 апреля 2020 г. N36 "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области".
В соответствии с п. 1 данного Указа Губернатора Омской области ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), установленная Указом Президента Российской Федерации, предоставляется на территории Омской области нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей.
В пункте 7 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области в дополнение к случаям, установленным п. 16 Основных требований, предусмотрен еще ряд случаев, когда принимается решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты.
В этом пункте, в частности предусмотрено, что для целей принятия решения о назначении или перерасчете ежемесячной выплаты либо об отказе в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты в рамках настоящих Порядка и условий в соответствии с подп. "г" п.16 Основных требований при определении наличия в собственности у заявителя и членов его семьи зданий (помещений) применяются нормативы площади в размере 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи, определенном п. 4 ст. 7 Закона Омской области "О государственной политике Омской области в жилищной сфере".
Установив, что основанием для отказа в назначении вышеупомянутой ежемесячной денежной выплаты истцу послужило наличие в собственности у заявителя и членов его семьи 2 и более помещений с назначением "жилое", в том числе находящихся в общей долевой собственности заявителя и членов его семьи, суммарная площадь которых больше установленной нормативно-правовыми актами площади, в расчете на одного человека и количества членов семьи, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, повторяют доводы иска и апелляционной жалобы, являлись предметом подробной правовой оценки судов первой и апелляционной инстанции, основаны на ином понимании ответчиком положений законодательства, их применении к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.