Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Калининой Т.Б. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании распоряжения незаконным в части, возложении обязанности установить разумный срок отселения граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным распоряжения от 19 декабря 2019 года N 613-ра "Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока расселения граждан, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в доме N "данные изъяты" по "адрес", признанном аварийным и подлежащим сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19 декабря 2019 года N 2872-па, принятым на основании заключения межведомственной комиссии от 4 декабря 2019 года N 67, многоквартирный жилой дом N "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19 декабря 2019 года N 613-ра установлен срок расселения жильцов дома до 31 декабря 2026 года, срок сноса дома - до 1 июня 2027 года.
Прокурор считает, что срок расселения жильцов многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления установлен произвольно, без учета технического состояния строительных конструкций здания, свидетельствующего о наличии реальной опасности обрушения дома, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 марта 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены, распоряжение администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19 декабря 2019 года N 613-ра "Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим сносу" признано незаконным в части установления срока расселения граждан, проживающих в доме "адрес" до 31 декабря 2026 года, на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в доме N "адрес", признанном аварийным и подлежащим сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 марта 2022 года изменено в части возложения обязанности на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. На администрацию г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов дома "адрес" в жилые помещения маневренного фонда, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 марта 2022 года оставлено без изменения.
23 августа 2022 года представителем администрации г. Комсомольска-на-Амуре Калининой Т.Б. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 сентября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что в силу закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц из такого дома относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Считает, что судами не выяснен вопрос о наличии угрозы обрушения дома и пригодности жилых помещений для дальнейшего проживания, не дана оценка требованиям прокурора на предмет их исполнимости в установленный судом срок ввиду отсутствия у органа местного самоуправления необходимого жилого фонда, а также наличия значительного количества жилых домов, признанных аварийными. Ссылается на то, что распоряжение администрации об организации выселения граждан в связи с признанием дома аварийным в установленном законом порядке не оспорено, поэтому считается вступившим в законную силу.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленный органом местного самоуправления срок отселения жильцов многоквартирного "адрес" в "адрес", признанного аварийным и подлежащим сносу, нельзя признать разумным, поскольку определен без учета технического состояния конструкций дома, наличия угрозы его обрушения, что представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в жилых помещениях, отвечающих санитарным и техническим требованиям, в связи с чем признал распоряжение администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 19 декабря 2019 года N 613-ра в оспариваемой части незаконным и возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения проживающих в доме граждан, не превышающего 12 месяцев.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом технического состояния многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, установленный срок расселения проживающих в нем граждан не является разумным, вместе с тем указал, что принятое решение в части возложения обязанности не соответствует интересам граждан, не обеспечивает защиту их права на безопасное проживание в жилище, поэтому, изменив судебный акт суда первой инстанции, возложил на администрацию г. Комсомольска-на-Амуре обязанность установить разумный срок отселения граждан из многоквартирного "адрес" в "адрес", не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, поскольку данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений следует, что определение срока отселения жильцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции многоквартирного дома должны определяться исходя из фактического состояния здания, наличия опасности для жизни и здоровья граждан, а также отвечать требованиям разумности.
В этой связи при установлении факта представления жилого помещения опасности для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и сроков сноса дома.
В соответствии с пунктом 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Представленным в материалы дела заключением КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учета недвижимости" от 27 февраля 2019 года подтверждено, что основные конструктивные элементы жилого "адрес" в "адрес" не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, отдельные элементы здания находятся в крайне неудовлетворительном или предаварийном состоянии, дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, техническое состояние строительных конструкций и здания в целом характеризуется снижением несущей способности, прочности и устойчивости, при которых существует опасность для пребывания в доме людей.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленный органом местного самоуправления срок для отселения жильцов аварийного многоквартирного дома - до 31 декабря 2026 года не может быть признан разумным, поэтому правомерно ограничили принятие решения об установлении нового срока расселения одним годом с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом технического состояния спорного многоквартирного дома, периода времени, истекшего с даты признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также принимая во внимание необходимость соблюдения администрацией г. Комсомольска-на-Амуре соответствующей процедуры по переселению жильцов аварийного дома, в том числе в жилые помещения маневренного фонда, суд кассационной инстанции считает, что определенный судом для административного ответчика предельный срок для расселения граждан соответствует требованиям разумности и, вопреки доводам кассационной жалобы, не свидетельствует о неисполнимости судебного акта.
Каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, а также подтверждающих возможность безопасного проживания жильцов в "адрес" в "адрес", администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не представлено.
Несогласие администрации г. Комсомольска-на-Амуре с оценкой исследованных судами доказательств и выводами судебных инстанций основанием к отмене принятых по делу судебных актов в кассационном порядке не является и не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, которые привели к неправильному разрешению дела.
Таким образом, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 9 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.