Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента образования и науки города г. Москвы Иванова А.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2021 г. (дело N 2а-1138/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июля 2022 г. (дело N 33а-3555/2022), вынесенные по административному делу по административному иску ФИО1 к Департаменту образования и науки г. Москвы о признании незаконным бездействия, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя административного ответчика Департамента образования и науки города Москвы Иванова А.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Департамента образования и науки г. Москвы в решении вопроса обеспечения несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, местом в дошкольном учреждении; возложении обязанности на Департамент образования и науки г. Москвы реализовать право несовершеннолетних детей на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июля 2022 г, признано незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним ФИО9 и ФИО10; возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетних.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 августа 2022 г, представитель Департамента образования и науки г. Москвы Иванов А.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что административный истец в установленном порядке подала заявление на зачисление детей ФИО11, 2018 года рождения и ФИО12, 2015 года рождения в государственную образовательную организацию системы образования г. Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования; заявлению присвоен номер. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям не предоставлено.
Оспаривая незаконное бездействие Департамента образования и науки г. Москвы в решении вопроса о зачислении детей в дошкольное образовательное учреждение, истец обратилась за судебной защитой.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, что у несовершеннолетних детей администртаивного истца имеются необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган), в связи с чем у Департамента образования и науки г. Москвы возникла обязанность рассмотреть вопрос о обеспечении детей местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принятии мер для решения вопроса об устройстве в другое (не из числа указанных истцами при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Данная позиция является правильной, основанной на верном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика по предоставлению мест в дошкольных учреждениях, поскольку на Департаменте образования и науки г. Москвы лежит обязанность предоставления мест только при их наличии, чего в судебном заседании доказано не было, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Оценив положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, судебными инстанциями правомерно отмечено, что административным истцом необходимые условия для получения детьми места в детском саду соблюдены, в связи с чем уполномоченный орган обязан рассмотреть вопрос об устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение, чего сделано не было. Свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания истца, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании Департаментом образования и науки г. Москвы, не предлагались.
Судебная коллегия полагает, что обеспечение интересов детей во всех действиях, является приоритетными задачами государства, не принятие мер к своевременному увеличению числа либо вместимости дошкольных образовательных учреждений, либо отсутствие условий по осуществлению образовательной деятельности, не может влечь негативных последствий для детей в сфере получения доступного дошкольного образования.
Не влекут отмены состоявшихся по делу судебных актов, и не опровергают выводов судов о бездействии административного ответчика, доводы о выделенных субсидиях негосударственным образовательным учреждениям, список которых размещен на официальном сайте Правительства Москва, поскольку доказательства принятия Департаментом образования и науки г. Москвы необходимых мер по обеспечению возможности получения детьми дошкольного образования, не представлены.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решений судов, по настоящему административному делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 июля 2022 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента образования и науки г. Москвы Иванова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 17 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.