Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2000 г. N А56-12538/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Дмитриева В.В. и Пастуховой М.В., при участии от Тарховского военного санатория Ленинградского военного округа Ермушко А.В. (доверенность от 10.07.2000 N 334) и Баранова Н.И. (доверенность от 17.10.2000 N 333), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга Палладичевой М.Б. (доверенность от 05.01.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2000 по делу N А56-12538/00 (судьи Малышева Н.Н., Бурматова Г.Е., Галкина Т.В.),
установил:
Тарховский военный санаторий Ленинградского военного округа (далее - Тарховский санаторий) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС Курортного района) о признании частично недействительными решения от 24.04.2000 N 13-05/3017 и требования 25.04.2000 N 952 в части уплаты недоимок по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу с продаж, начисления пеней и налоговых санкций в общей сумме 387 618 рублей 90 копеек.
Решением от 11.07.2000 суд полностью удовлетворил иск, ссылаясь на то, что часть стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, уплаченная военнослужащими в кассу санатория, не является объектом обложения налогами с продаж и на пользователей автомобильных дорог.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС Курортного района просит отменить решение суда от 11.07.2000 и отказать Тарховскому санаторию в иске. Налоговая инспекция считает, что обжалуемый судебный акт основан на неправильном применении норм материального права - статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 (далее - Закон "О дорожных фондах") и статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" от 07.12.98 N 248-57 (далее - Закон "О налоге с продаж"). Подлежащую же применению, по мнению налогового органа, статью 2 названного Закона суд при вынесении решения не применил.
В судебном заседании представитель ИМНС Курортного района поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Тарховского санатория, ссылаясь на несостоятельность этих доводов, просили оставить решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС Курортного района.
Согласно акту от 11.04.2000 N 499 ИМНС Курортного района провела выездную налоговую проверку соблюдения Тарховским санаторием налогового законодательства за период с 01.07.98 по 01.01.2000 и выявила занижение налога с продаж за 1999 год и налога на пользователей автомобильных дорог за 1998-1999 годы. Недоимка по налогам образовалась вследствие того, что налогоплательщик не включил в налогооблагаемую базу часть стоимости путевок на санаторно-курортное лечение военнослужащих и членов их семей, уплаченную в кассу санатория наличными денежными средствами, которая, по мнению налоговой инспекции, является выручкой санатория от предпринимательской деятельности
Принятым на основании акта проверки решением от 24.04.2000 N 13-05/3017 ИМНС Курортного района за неполную уплату налогов с продаж и на пользователей автомобильных дорог привлекла Тарховский санаторий к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), обязав налогоплательщика перечислить в бюджет суммы недоимок по названным налогам и пени, начисленные на эти суммы.
Однако согласно материалам дела Тарховский санаторий, являясь государственным учреждением, финансируется из федерального бюджета по смете Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Однако помимо 70%-го бюджетного финансирования санаторно-курортного обслуживания сметой доходов и расходов истца на каждый год запланировано поступление в кассу санатория наличных денежных средств в размере 25, 30 и 50% полной стоимости путевки на санаторно-курортное лечение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала МО РФ. При этом частичная оплата стоимости путевок производится военнослужащими за счет средств, выплаченных им МО РФ в виде компенсации на санаторно-курортное лечение, предусмотренной статьей 16 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Порядок распределения и выдачи таких путевок установлен Инструкцией "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации", утвержденной приказом МО РФ от 29.03.95 N 135.
Экономический смысл данной финансово-хозяйственной операции заключается в восстановлении средств МО РФ, за счет которых обеспечивается предусмотренное федеральным законодательством санаторно-курортное обслуживание военнослужащих и членов их семей в санаториях МО РФ.
Таким образом, санаторно-курортное лечение военнослужащих и членов их семей полностью финансируется за счет средств МО РФ. При этом стоимость необходимого содержания в санатории в размере 70% поступает напрямую из федерального бюджета, а остальная часть - в кассу санатория в виде выплаченных военнослужащему МО РФ наличных денежных средств, которые "обращаются на расходы санатория в соответствии с годовой сметой". Следовательно, частичная оплата путевок наличными денежными средствами не является выручкой санатория от предпринимательской деятельности, поскольку направляется на осуществление основной уставной деятельности истца.
Согласно статье 5 Закона "О дорожных фондах" и пункту 16 Инструкции от 15.05.95 N 30, изданной Госналогслужбой Российской Федерации на основании названного Закона, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), а налогом с продаж - стоимость товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (статья 2 Закона "О налоге с продаж").
Однако в силу пункта 3 статьи 39 НК РФ для целей налогообложения не признается реализацией товаров, работ или услуг передача некоммерческим (бюджетным) организациям основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
При таких обстоятельствах суд решением от 11.07.2000 правомерно удовлетворил иск Тарховского санатория о признании решения и требования налогового органа недействительными в части начисления недоимок по налогам с продаж и на пользователей автомобильных дорог, пеней на неуплаченные суммы налогов и налоговых санкций, установив, что часть стоимости путевки на санаторно-курортное лечение военнослужащих и членов их семей, уплаченная в кассу санатория наличными денежными средствами, не является объектом обложения названными налогами. В силу пункта 1 статьи 109 НК РФ данное обстоятельство исключает также привлечение лица к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС Курортного района, а обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2000 по делу N А56-12538/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2000 г. N А56-12538/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника