Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 декабря 2005 г. N А05-1976/05-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Никитушкиной Л.Л., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" на решение от 30.05.2005 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 17.08.2005 (судья Лепеха А.П., Бушева Н.М., Тряпицина Е.В.) по делу N А05-1976/05-9,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пинежскому району Архангельской области (после реорганизации - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу; далее - Инспекция) от 04.02.2005 N 02-66/299 о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены в части:
доначисления 6 000 руб. налога на прибыль по эпизоду невключения в налоговую базу по налогу на прибыль 25 000 руб. затрат по регистрации права собственности на объекты недвижимости;
доначисления 955 руб. 92 коп. налога на прибыль и 1 122 руб. 26 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по эпизоду невключения в налоговую базу по налогу на прибыль 3 983 руб. расходов на оплату услуг сотовой связи;
доначисление 342 911 руб. налога на прибыль по эпизоду невключения в налоговую базу по налогу на прибыль 1 428 796 руб. затрат на проведение ремонта техники, сданной в аренду;
доначисления 110 365 руб. 75 коп. НДС по эпизоду об использовании магазинов по деятельности, переведенной на ЕНВД;
доначисления 376 993 руб. НДС по авансовым платежам;
доначислении 69 974 руб. 42 коп. НДС по эпизоду о неправомерном включении в налоговые вычеты НДС, уплаченный Трапезникову А.А.;
доначисления 1 177 547 руб. 72 коп. по лизинговым платежам;
доначисления 661 967 руб. 71 коп. НДС по эпизоду о неправомерном включении в налоговые вычеты НДС не выделенного отдельной строкой в платежных документах;
доначислении 7 864 руб. налога на прибыль по эпизоду распределения общехозяйственных расходов.
В части признания недействительным решения от 04.02.2005 N 02-66/299 в связи с доначислением 1 981 632 руб. 35 коп. НДС и 194 283 руб. 19 коп. НДС по эпизодам, связанным с договором о взаимном сотрудничестве, Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований о доначислении 1 981 632 руб. 35 коп. НДС и 194 283 руб. 19 коп. НДС по эпизодам, связанным с договором о взаимном сотрудничестве. По мнению подателя жалобы, Общество, отпуская работникам ОАО "Карпогорский леспромхоз" продукты питания через розничную сеть в магазинах на основании лимитных карт, осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД. Таким образом, Инспекция неправомерно доначислила Обществу НДС.
Кроме того, Общество ссылается на то, что ставка 10% в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиком ОАО "Карпогорский леспромхоз", указана ошибочно.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2002 по 31.12.2003.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 17.12.2004 N 02-41/4289 и приняла решение от 04.02.2005 N 02-66/299 о привлечении Общества к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней.
По обжалуемым эпизодам Инспекция установила, что Общество заключило с ОАО "Карпогорский леспромхоз" договор о взаимном сотрудничестве от 01.09.2003 (без номера), в соответствии с которым Общество обязалось через свою розничную торговую сеть в магазинах отпускать работникам ОАО "Карпогорский леспромхоз" продукты питания на основании лимитных карт на ограниченную сумму. Данные карты выдавались ОАО "Карпогорский леспромхоз" по ведомостям в счет заработной платы работников. ОАО "Карпогорский леспромхоз", которое в свою очередь, обязалось оплачивать стоимость реализованных товаров на основании выставленных Обществом счетов.
При этом Общество, считая, что деятельность по реализации продуктов работникам ОАО "Карпогорский леспромхоз" является розничной торговлей и подпадает под обложение ЕНВД, не исчисляло НДС со стоимости реализованных товаров.
Инспекция в ходе проверки установила, что Общество выставляло ОАО "Карпогорский леспромхоз" счета-фактуры за реализованные продукты, причем в книге продаж реализация по этим счетам-фактурам отражалась как облагаемая НДС по ставке 0%, так и освобождаемые от налога.
Налоговый орган, расценив деятельность Общества как оптовую торговлю, пришел к выводу о неправомерном занижении налоговой базы по НДС и доначислил налогоплательщику 1 981 632 руб. 35 коп. НДС и 192 465 руб. 19 коп. НДС.
Кроме того, как установила Инспекция, ООО "Карпогорылес" выставила ОАО "Карпогорский леспромхоз" счета-фактуры от 10.11.2003 N 653 и от 31.12.2003 N 854, в которых был выделен НДС по ставке 10%.
Поскольку Общество не представило документов, подтверждающих обоснованность применения этой ставки, Инспекция доначислила организации 194 283 руб. 19 коп. НДС до ставки 20%.
Общество, считая решение Инспекции от 04.02.2005 N 02-66/299 частично незаконным, обжаловало его в этой части в арбитражном суде.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества в этой части, исходили из того, что деятельность Общества в рамках договора от 01.09.2003 (без номера) нельзя рассматривать как розничную торговлю.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается этим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ и пунктом 4 статьи 2 Закона Архангельской области от 12.11.2002 N 121-17-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 121-17-ОЗ) установлено, что в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. При этом в Законе N 121-17-ОЗ в силу пункта 3 статьи 346.26 НК РФ не установлены основные понятия, используемые для целей обложения единым налогом.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
В данном случае, судебные инстанции правомерно указали на то, что отпуск продуктов питания работникам леспромхоза не может считаться розничной торговлей, так как при приобретении товаров не использовались расчеты наличными денежными средствами или платежными картами. Используемые при осуществлении торговых операций лимитные карты нельзя отнести к платежным картам с учетом Положения Центрального Банка Российской Федерации от 09.04.98 N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием".
Фактически Общество лишь передавало товары по указанию ОАО "Карпогорский леспромхоз" определенным лицам. Для подтверждения своего права на получение товара эти лица предъявляли соответствующий документ - лимитную карту.
Расчеты за товар Общество проводило непосредственно с ОАО "Карпогорский леспромхоз", путем выставления покупателю счетов-фактур.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии со статьей 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 названного Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 статьи 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Поскольку судебными инстанциями установлено, что Общество осуществляло операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, оно обязано исчислить НДС по налоговой ставке 20% (пункт 3 статьи 164 НК РФ в редакции, соответствующей рассматриваемому налоговому периоду).
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановление апелляционной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.05.2005 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 17.08.2005 по делу N А05-1976/05-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2005 г. N А05-1976/05-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника