Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2005 г. N А13-5801/2005-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества коммерческого банка развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" Барашкова Д.В. (доверенность от 30.05.2005 N 70), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области Мосикян С.А. (доверенность от 17.01.2005 N 4),
рассмотрев 29.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества коммерческого банка развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.08.2005 по делу N А13-5801/2005-27 (судья Кудин А.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество коммерческий банк развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - инспекция) от 15.06.2005 N 47 о привлечении банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Решением арбитражного суда от 09.08.2005 банку отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе банк просит отменить принятый по делу судебный акт и удовлетворить заявленные им требования. Податель жалобы, ссылаясь на письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.05.2004 N 24-2-02/410, считает, что банк вправе не исполнять запрос налогового органа в случае его немотивированности либо наличия ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов. Выводы суда о достаточной мотивировке запроса от 19.01.2005 N 11-12/354 (проведение выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью "Древплит"; далее - ООО "Древплит") банк считает неправильными, поскольку информация запрашивалась в отношении иных лиц. Кроме того, заявитель считает, что инспекция не вправе требовать от банка представления справок по операциям и счетам организаций, не состоящих на учете в данном налоговом органе.
В судебном заседании представитель банка поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением выездной проверки ООО "Древплит" инспекция на основании пункта 2 статьи 86 НК РФ, подпункта 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации) направила в адрес банка требование от 19.01.2005 N 11-12/354 о представлении копий лицевого счета (распечатки) банковского счета и документов, подтверждающих достоверность отражения операций по счетам предприятий - контрагентов проверяемого налогоплательщика (ООО "Бизнес-партнерство", ООО "Центр финансового менеджмента", ООО "Вожега лес" и ООО "Северное финансовое партнерство") за период с 01.12.2002 по 31.01.2003.
В письме от 27.01.2005 N 318/5 банк сообщил налоговому органу, что запрашиваемая им информация не может быть предоставлена, поскольку в силу положений статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Заявитель также указал, что согласно статье 87 НК РФ налоговый орган имеет право истребовать у банков документы, касающиеся деятельности только проверяемого налогоплательщика. Поскольку в данном случае налоговая проверка проводилась в отношении ООО "Древплит", а запрашиваемые в требовании от 19.01.2005 N 11-12/354 документы касаются деятельности иных налогоплательщиков, банк посчитал запрос налогового органа немотивированным.
В связи с непредставлением в установленный срок запрашиваемых справок по операциям и счетам организаций, инспекцией составлен акт от 27.04.2005 N 47 о нарушении банком положений пункта 2 статьи 86 НК РФ.
По результатам рассмотрения разногласий по акту налоговой проверки инспекцией принято решение от 15.06.2005 N 47 о привлечении банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 НК РФ, за непредставление в установленный срок по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам клиентов банка в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Банк обжаловал решение инспекции в арбитражный суд.
Суд, отказывая банку в удовлетворении заявления, исходил из того, что направленный налоговым органом запрос являлся мотивированным, а следовательно, у банка отсутствовали правовые основания для его неисполнения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа.
Ответственность за неисполнение в срок таких запросов предусмотрена статьей 135.1 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
В пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.04 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации" указано: "Оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков".
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 НК РФ право требовать от банков справки по операциям и счетам.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы имеют право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
В кассационной жалобе банк ссылается на то, что направленное ему налоговым органом требование от 19.01.2005 N 11-12/354 не является мотивированным запросом, поскольку инспекция затребовала сведения, касающиеся клиентов банка, в отношении которых налоговая проверка не проводилась.
Между тем, как следует из содержания запроса, налоговый орган, руководствуясь статьями 31 и 87 НК РФ, пунктом 3 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", затребовал справки по операциям и счетам клиентов банка (в отношении которых проводились встречные проверки) в связи с необходимостью проведения выездной налоговой проверки ООО "Древплит".
Пунктом 2 статьи 86 НК РФ предусмотрена обязанность банка выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в течение пяти дней после получения мотивированного запроса налогового органа.
Следовательно, налоговый орган вправе запросить у банка сведения о его клиентах с целью проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиками.
В данном случае в рамках выездной налоговой проверки, проводимой в связи с реорганизацией ООО "Древплит", инспекция затребовала у заявителя документы, касающиеся взаимоотношений проверяемой организации как налогоплательщика с контрагентами. В запросе указаны его основание (проведение выездной проверки ООО "Древплит"), истребуемые документы, которые связаны с расчетами, произведенными проверяемым налогоплательщиком. Соответствующие документы, подтверждающие проведение мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Древплит" и необходимость проведения проверки его контрагентов, представлены налоговым органом в материалы дела. Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о мотивированности направленного банку требования о представлении документов.
Подлежит отклонению как несостоятельный и довод жалобы банка о том, что инспекция не вправе требовать от заявителя выполнения обязанностей, связанных с налоговым учетом ООО "Бизнес-партнерство", ООО "Центр финансового менеджмента", ООО "Вожега лес" и ООО "Северное финансовое партнерство", так как названные налогоплательщики состоят на налоговом учете в других налоговых органах.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены ограничения, касающиеся права инспекции запрашивать у банка справки по операциям и счетам организаций и граждан.
Вывод суда о том, что не имеет правового значения, состоит или не состоит организация, в отношении которой банку направлен запрос, на учете в налоговом органе, направившем запрос, также обусловлен возможностью налогового органа получать от банка справки по операциям и счетам в связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля в форме встречной проверки.
Абзацем 2 статьи 87 НК РФ налоговому органу предоставляется право истребовать у третьих лиц документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В Налоговом кодексе Российской Федерации не конкретизировано, какой налоговый орган должен проводить встречную проверку. То есть встречную проверку вправе провести как налоговый орган по месту учета проверяемого налогоплательщика, так и налоговый орган по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, право инспекции при проведении мероприятий налогового контроля запрашивать у банков необходимую информацию, независимо от территориального нахождения банка, следует из положений статей 1 и 2 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации". В соответствии с указанными статьями единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов, которые представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов.
Поскольку банком не исполнена возложенная на него законом обязанность по представлению налоговому органу сведений, которые по своему содержанию относятся к справкам по операциям и счетам, вывод суда о правомерности привлечения его инспекцией к ответственности на основании пункта 1 статьи 135.1 НК РФ является правильным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.08.2005 по делу N А13-5801/2005-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества коммерческого банка развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. N А13-5801/2005-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника