Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2005 г. N А56-8906/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аэротрэвэл-клуб" Калиничевой Е.В. (доверенность от 18.02.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Самаркиной Г.М. (доверенность от 31.10.2005 N 03-05/16957),
рассмотрев 29.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2005 по делу N А56-8906/2005 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэротрэвэл-клуб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция): решения от 29.11.2004 N 41900628 о привлечении общества к налоговой ответственности, а также требований от 29.11.2004 N 86-19 и N 87-19 об уплате налоговой санкции и об уплате налога соответственно.
Решением суда от 20.07.2005 требования общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению инспекции, суд неправильно применил статью 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сделал ошибочный вывод о том, что транспортные услуги, оказанные обществом, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта. При этом общество ссылается на то, что оно оказывает туристические услуги за пределами территории Российской Федерации, а транспортные услуги по доставке туристов в пределах территории Российской Федерации являются вспомогательными услугами.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2001 по 31.12.2003. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 12.11.2004 N 41900628 и принял решение от 29.11.2004 N 41900628 о взыскании с общества 16 668 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость, доначислил обществу 83 341 руб. этого налога и начислил 40 828 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод инспекции о том, что при исчислении налога на добавленную стоимость за 2002 год общество занизило налогооблагаемую базу, не включив в нее стоимость транспортных услуг, фактически оказанных на территории Российской Федерации.
В требованиях от 29.11.2004 N 86-19 и N 87-19 установлен срок добровольной уплаты обществом сумм штрафных санкций, доначисленного налога и пеней.
Общество не согласилось с решением и требованиями инспекции и обжаловало их в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что в период, охваченный налоговой проверкой, общество реализовывало туры по странам Скандинавии, то есть оказывало услуги за пределами Российской Федерации. При этом в указанные туры включалась доставка туристов от Санкт-Петербурга до границы Российской Федерации и обратно, осуществление которой, по мнению налогового органа, является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 148 НК РФ, суд признал, что указанные транспортные услуги являются вспомогательными и не подлежат налогообложению.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта. При этом в пункте 3 данной статьи указано, что, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Инспекция не оспаривает, что основные туристические услуги общество оказывало за пределами Российской Федерации (туры по странам Скандинавии).
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", тур представляет собой комплекс услуг, в том числе перевозку туристов, предоставляемых в зависимости от целей путешествия.
Суд, исследовав договоры с туристами, отрывные талоны к туристическим путевкам, установил, что услуги по доставке туристов от Санкт-Петербурга до границы Российской Федерации и обратно входят в основной тур и неотделимы от него.
У кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда.
Наличие у общества документов, перечисленных в пункте 4 статьи 148 НК РФ, налоговый орган не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод, что транспортные услуги по доставке туристов от Санкт-Петербурга до границы Российской Федерации и обратно, включенные обществом в тур по странам Скандинавии, носят вспомогательный характер и на них распространяется действие положений пункта 3 статьи 148 НК РФ.
Довод инспекции о том, что указанные транспортные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, основан на неверном толковании норм права.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2005 по делу N А56-8906/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Общество считает, что оказываемые им транспортные услуги по доставке туристов в пределах территории РФ являются вспомогательными услугами по отношению к туристическим услугам, которые оно оказывает за пределами территории РФ, поэтому НДС они не облагаются.
Налоговый орган полагает, что общество необоснованно не включило в налоговую базу по НДС стоимость транспортных услуг, фактически оказанных на территории РФ.
Проанализировав материалы дела, суд сделал вывод, что общество правомерно не уплачивало НДС со стоимости оказанных транспортных услуг.
Согласно подп.3 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации услуг признается территория РФ, если услуги фактически оказывались на территории РФ в сфере отдыха и туризма. Пунктом 3 ст.148 НК РФ предусмотрено, что если реализация услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных услуг.
Суд установил, что общество реализовывало туры по зарубежным странам, т.е. оказывало туристические услуги за пределами РФ. При этом в указанные туры включалась доставка туристов от Санкт-Петербурга до границы РФ и обратно.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в РФ" тур представляет собой комплекс услуг, в том числе перевозку туристов, предоставляемых в зависимости от целей путешествия.
Учитывая вышеизложенное, суд отметил, что основные туристические услуги общество оказывало за пределами РФ, а услуги по доставке туристов от Санкт-Петербурга до границы РФ и обратно входят в основной тур и неотделимы от него. Поэтому НДС данные услуги не облагаются.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2005 г. N А56-8906/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника