Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 декабря 2005 г. N А05-7983/05-23
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 01.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2005 по делу N А05-7983/05-23,
установил:
Муниципальное предприятие "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства "Вычегодский" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 4" (далее - Училище) о взыскании 99 682 руб. 01 коп. расходов, связанных с предоставлением педагогическими работниками Училища в период с 01.02.2004 по 31.12.2004 льгот по оплате тепловой энергии на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон).
Определением от 23.06.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальное образование "Котласский район" в лице финансово-экономического управления.
Решением от 12.09.2005 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в период с 01.02.2004 по 31.12.2004 в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона, а также решением Котласского городского федерального суда от 08.02.2005 по делу N 2-13 предоставило педагогическим работникам Училища льготы по оплате тепловой энергии.
Невозмещение расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот и размер расходов Предприятия, связанных с этим, подтвержден материалами дела, в том числе списком граждан, имеющих право на льготы, лицевыми счетами и другими документами.
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Суд установил, что в 2004 году Училище в полном объеме финансировалось из федерального бюджета. В ведение Архангельской области Училище передано с 01.01.2005 распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным и обоснованным вывод суда о невозможности применения Правил при взыскании компенсации расходов Предприятия, образовавшихся вследствие предоставления сотрудникам Училища установленных Законом льгот, финансирование которых осуществлялось из федерального бюджета. Правилами не установлен порядок возмещения расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, а Минфин не представил доказательств того, что из федерального бюджета были направлены денежные средства на возмещение указанных расходов.
Следовательно, вывод суда о том, что заявленные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, основан на законе и подтверждается материалами дела.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что расходы организаций, предоставляющих льготные услуги сотрудникам образовательных учреждений, должно возмещать Министерство образования и науки Российской Федерации, является необоснованным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2005 по делу N А05-7983/05-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2005 г. N А05-7983/05-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника