Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. N 2776/06 настоящее постановление отменено
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2005 г. N А13-5011/2005-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда и Вологодской области Киселевой О.А. (доверенность от 24.05.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде и Вологодской области на решение от 23.08.2005 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2005 (судьи Хвостов Е.А., Осокина Н.Н., Богатырева В.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5011/2005-23,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Вологодское государственное опытное лесоохотничье хозяйство" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда и Вологодской области (далее - Управление фонда), выразившихся в отказе произвести зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 83 342, 22 руб. Одновременно Учреждение просило обязать налоговую инспекцию или Управление фонда возвратить либо зачесть излишне уплаченную сумму страховых взносов.
Решением суда первой инстанции от 23.08.2005 заявленные Учреждением требования удовлетворены. Суд признал незаконным действие (бездействие) Управления фонда, выразившееся в отказе произвести зачет или возврат 83 342,22 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не соответствующим положениям Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и обязал Управление фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем возврата или зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов. В удовлетворении этих же требований к налоговой инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2005 решение суда от 23.08.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение и постановление судов и отказать Учреждению в удовлетворении требований к Управлению фонда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что он не наделен полномочиями по принятию решения о возврате или зачете страхователю излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанное решение в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должен принять налоговый орган. Кроме того, согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. В соответствии с пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Федеральное государственное учреждение "Вологодское государственное опытное лесоохотничье хозяйство" и Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Вологде о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
Учреждение платежными поручениями от 03.03.2005 N 88 и от 09.03.2005 N 64 уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 в общей сумме 83 351,22 руб., тогда как данные страховые взносы следовало уплатить по коду бюджетной классификации 18210202010061000160.
После обнаружения допущенной ошибки Учреждение в марте 2005 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 14.03.2005 N 64 (л.д. 17) о зачете 83 351,22 руб. излишне уплаченных страховых взносов по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду бюджетной классификации 18210202010061000160, а в апреле 2005 года - с заявлениями от 20.04.2005 N 135 и 136 (л.д. 5-6) о возврате излишне уплаченных страховых взносов по коду бюджетной классификации 18210202020061000160.
Налоговая инспекция отказалась возвратить указанную сумму, сообщив Учреждению в письме от 12.05.2005 N 10-212664 (л.д. 7) о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные, обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому все вопросы, связанные с уплатой, возвратом и зачетом страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
После этого Учреждение в июне 2005 года обратилось в Управление фонда с заявлением от 29.06.2005 N 219 (л.д. 37-38) о зачете либо возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям от 03.03.2005 N 88 и от 09.03.2005 N 64.
Управление фонда также отказало Учреждению в проведении зачета или возврата спорной суммы страховых взносов, мотивировав данный отказ отсутствием соответствующих полномочий (письмо от 03.08.2005 N 04-28/2607, л.д. 41). Управление сослалось на статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в которой контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы. Федеральная налоговая служба согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) является администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в то время как Пенсионный фонд Российской Федерации ведет лишь вторичный учет информации о платежах на основании сведений, поступающих от органов Федерального казначейства.
В связи с отказом государственных органов произвести зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным отказ Управления фонда произвести зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 83 342, 22 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующим законодательством на налоговые органы не возложена обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Управлением фонда, что в марте 2005 года Учреждение при уплате за февраль 2005 года 83 351,22 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, неправильно указало в платежном поручении код бюджетной классификации 18210202020061000160 вместо 18210202010061000160. Платежи поступили на счета территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно акту сверки расчетов от 05.08.2005 N 2691 (л.д. 34-36) у плательщика имеется переплата по страховым взносам, направляемым на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 87 327,35 руб.
Попытки Учреждения в досудебном порядке решить вопрос о возврате или зачете ошибочно перечисленной не по тому коду бюджетной классификации суммы результатов не дали, поскольку как налоговая инспекция, так и Управление фонда ссылались на отсутствие у них соответствующих полномочий.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Учреждения, признав Управление фонда лицом, обязанным осуществить возврат (зачет) излишне уплаченной суммы страховых платежей.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает необоснованным довод Управления фонда об отсутствии у него законных оснований для зачета либо возврата имеющейся у Учреждения переплаты по страховым взносам по коду бюджетной классификации 18210202020061000160.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога.
Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Соответственно страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами.
Статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы государственных внебюджетных фондов) взыскивают со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагают штрафы, начисляют пени и осуществляют, другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в пунктах 1 и 2 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании предусмотрено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом взыскание недоимки по страховым взносам и пеней (в судебном порядке) возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Буквальное толкование содержания норм статей 2 и 25 Федерального закона N 167-ФЗ и статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается и положениями статьи 3 Закона N 167-ФЗ, согласно которой средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Наличие у органов Пенсионного фонда полномочий на возврат страховых взносов страхователям следует и из пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ, где указано, что страховщик (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) возвращает страховые взносы страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не устанавливает порядок проведения зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем эти правоотношения регулируются положениями главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 78 главы 12 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) правила, предусмотренные статьей 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Следовательно, Управление фонда, как орган внебюджетного фонда - Пенсионного фонда Российской Федерации, обязан самостоятельно осуществлять возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых платежей.
Принимая во внимание положения названной нормы (которая отменена только с 01.01.2006), кассационная инстанция отклоняет ссылки Управления фонда на возможность возврата или зачета излишне уплаченных страховых платежей в Пенсионный фонд только по решению налогового органа - администратора поступлений в бюджет обязательных платежей.
Как следует из Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, администраторами поступлений в бюджет являются как налоговые органы, так и иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей, ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Причем названный нормативный акт устанавливает правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса, а не порядок проведения зачетов (возвратов) обязательных платежей, в том числе страховых взносов.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ делит функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации. Однако закон прямо не называет орган, который должен проводить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов. Поэтому Федеральная налоговая служба России неоднократно обращала внимание налоговых органов на отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, возлагающих на налоговые органы обязанности по проведению зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (письма от 25.08.2005 N 19-4-04/000015@, от 08.02.2005 N 19-4-03/000005@, от 05.07.2004 N 05-0-09/20@). На это же указывало и Министерство финансов Российской Федерации в письме от 03.06.2005 N 03-05-02-04/04/115.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер и природу спорной суммы страховых взносов, вид платежей - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации и направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5011/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда и Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2005 г. N А13-5011/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 г. N 2776/06 настоящее постановление отменено