Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2005 г. N А66-5563/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2005 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Кочеровой Л.И., при участии от муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" Степановой Ю.А. (доверенность от 25.10.2005) и Абраменковой А.И. (доверенность от 07.09.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 16.12.2005 N 04-26/03/4883) и Кирсеневой А.В. (доверенность от 14.09.2005 N 04-76),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2005 по делу N А66-5563/2005 (судья Бажан О.М.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - Предприятие, МУП "Трамвайно-троллейбусное управление") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 05.05.2005 N 14-19/96 в части доначисления 27 665 449,88 руб. единого социального налога за 2002 и 2003 годы и 3 247 462,67 руб. пеней за нарушение срока его уплаты; начисления 5 203 605,77 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, а также привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьями 123 и 126 (пунктом 1) Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 26 513,2 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 05.09.2005 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда, которым подтверждена законность решения налогового органа о начислении пеней и наложении штрафов после даты принятия судом решения о признании Предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, Предприятие считает не соответствующим положениям статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вывод суда о правомерном доначислении налоговым органом единого социального налога на сумму, равную сумме неуплаченного в Пенсионный фонд Российской Федерации страхового взноса, предъявленного к вычету в декларациях по единому социальному налогу за 2002-2003 годы.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы кассационной жалобы, дополнительно сославшись на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления налогоплательщику единого социального налога за 2002 и 2003 годы, недоплаченного в связи с неполной уплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов, предъявленной к вычету при исчислении единого социального налога. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и первое полугодие 2003 года в сумме 19 748 910,53 руб. включена в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве, что подтверждается определением Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2004 по делу N А66-9819-03. Подтверждение законности решения налогового органа о доначислении единого социального налога на сумму неуплаченного страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации приведет по сути к повторному взысканию одной и той же суммы.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанций установил следующее.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 18.06.2004 по делу N А66-9819-03 МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 18.06.2005. Определением суда от 27.06.2005 срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев.
В марте 2005 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Предприятия по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, а также правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, полноты и своевременности представления в налоговый орган справок о доходах физических лиц за период с 30.07.2003 по 14.03.2005.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 15.04.2005 N 14-19/98.
Так, Предприятие нарушило требования статьи 93 НК РФ, не представив налоговому органу истребованные для проведения проверки документы.
В 2003-2005 годах в нарушение пункта 1 статьи 226 НК РФ Предприятие не исчислило, не удержало и не уплатило в бюджет налог на доходы физических лиц, а также несвоевременно и не в полном объеме перечислило в бюджет в 2003-2005 годах удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Кроме того, налоговая инспекция в ходе проверки установила недоплату (неполную уплату) 27 665 449,88 руб. единого социального налога за 2002 и 2003 годы. Предприятие в декларациях по единому социальному налогу за 2002 и 2003 годы заявило налоговый вычет в сумме 28 171 412,88 руб. Между тем, согласно лицевому счету налогоплательщика, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за эти же периоды в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачены в меньшей сумме - 505 963 руб.
На основании акта проверки и с учетом представленных МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" возражений налоговая инспекция приняла решение от 05.05.2005 N 14-19/96, в том числе о привлечении Предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет за период конкурсного производства, в виде взыскания 25 863,2 руб. штрафа; о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки справок о доходах физических лиц в виде взыскания 650 руб. штрафа; о начислении пеней за нарушение сроков уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога; доначислении 27 665 449,88 руб. единого социального налога за 2002 - 2003 годы.
Предприятие обжаловало решение налогового органа в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции требования Предприятия оставил без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что принятое судом решение подлежит отмене.
Материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной в апреле 2005 года выездной налоговой проверки Предприятию начислены пени:
- за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, удержанного, но не перечисленного в бюджет, в сумме 5 182 025,44 руб.;
- за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, в сумме 21 580,33 руб.;
- за нарушение сроков уплаты единого социального налога в сумме 3 247 162,67 руб.
Кроме того, Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 26 513,20 руб. штрафов.
Между тем, налоговый орган, выявив по результатам выездной проверки наличие у Предприятия задолженности по уплате единого социального налога и налога на доходы физических лиц, в силу положений статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имел правовых оснований для начисления пеней на суммы выявленной задолженности по обязательным платежам, а также привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по статьям 123 и 126 НК РФ.
МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" решением суда от 18.06.2004 было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Как указано в статье 2 Закона N 127-ФЗ, денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Текущими платежами согласно статье 5 Закона N 127-ФЗ считаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 114 НК РФ налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации пени и налоговые санкции не подпадают под понятия денежного обязательства или обязательного платежа, приведенные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".
Во втором абзаце пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Следовательно, после принятия арбитражным судом решения от 18.06.2004 о признании МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства, налоговый орган не вправе был начислять пени на выявленную задолженность по обязательным платежам (независимо от периода ее возникновения), а также налагать на Предприятие штрафы по статье 123 и пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, решение суда в части, отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении пеней за несвоевременную уплату (перечисление) в бюджет единого социального налога и налога на доходы физических лиц, а также наложении на Предприятие штрафов по статьям 123 и 126 (пункта 1) НК РФ подлежит отмене, а требования Предприятия в этой части - удовлетворению.
Кассационная инстанция также считает недостаточно обоснованным вывод суда о правомерном доначислении налоговым органом Предприятию единого социального налога за 2002 и 2003 годы.
В статье 243 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога.
Предусмотрено, что в течение отчетного периода (которыми признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2002 году) в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который внесены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога.
В соответствии с четвертым абзацем пункта 3 статьи 243 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2003 году) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Налоговая инспекция в ходе выездной проверки пришла к выводу о занижении Предприятием единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам 2002 и 2003 годов, на 27 665 449,88 руб.
В решении налогового органа от 05.05.2005 указано, что МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" применило налоговый вычет по единому социальному налогу в декларациях за 2002 и 2003 годы в сумме 28 171 412,88 руб., в то время как фактически за указанные периоды уплатило только 505 963 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом налоговым органом и судом не принято во внимание решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2003 N А66-6431-03, принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Твери, которым с Предприятия взыскано 12 607 244,12 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год и 7 141 666,41 руб. - за первое полугодие 2003 года, а также 368 386,62 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Впоследствии указанная сумма задолженности по обязательным платежам (20 117 297,15 руб.) по заявлению уполномоченного органа включена в реестр требований кредиторов, что следует из определения Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2004 по делу N А66-9819-03.
Названные судебные акты на дату вынесения налоговым органом решения от 05.05.2005 вступили в законную силу.
Суд по данному делу, подтверждая законность решения налогового органа о доначислении спорной суммы единого социального налога, также не учел судебные акты - решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2003 N А66-6431-03 и определение того же суда от 12.05.2004 по делу N А66-9819-03, которыми страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2002 и первое полугодие 2003 года взысканы с Предприятия в доход Пенсионный фонда, а затем включены в реестр требований кредиторов.
Названные обстоятельства не исследовались судом первой инстанции.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе давать оценку обстоятельствам, не исследованным судом, то решение суда в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа о доначислении единого социального налога за 2002 и 2003 годы подлежит отмене с направлением дела по этому эпизоду на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует проверить факт наличия у Предприятия задолженности перед Пенсионным фондом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 годы и ее размер на дату вынесения налоговым органом оспариваемого решения от 05.05.2005 (в том числе предложив сторонам провести сверку расчетов по суммам страховых взносов, уплаченных за 2002 и 2003 годы либо взысканных по решению суда); решить вопрос о правомерности доначисления единого социального налога по решению налогового органа, если на дату его вынесения суммы страховых взносов уплачены (взысканы по решению суда), и с учетом этого принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктами 2 и 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2005 по делу N А66-5563/2005 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области от 05.05.2005 N 14-19/96 в части привлечения муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" к ответственности по статьям 123 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов, а также начисления пеней за несвоевременную уплату (перечисление) в бюджет единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
Дело в части проверки законности решения налоговой инспекции о доначислении единого социального налога направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2005 г. N А66-5563/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника