Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 января 2006 г. N А05-7120/05-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Блиновой Л.В., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 17.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.2005 по делу N А05-7120/05-12 (судья Ивашевская Л.И.),
установил:
Муниципальное коммунальное предприятие "СВЕТЛОЗЕРСКОЕ" муниципального образования "Холмогорский район" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 27.04.2005 N 10-14/2933 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 08.09.2005 заявление Предприятия удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, в случае выделения налогоплательщику из соответствующего бюджета дотаций, сумма этих дотаций включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предприятие представило в Инспекцию уточенные декларации по налогу на добавленную стоимость за январь-ноябрь 2004 года, согласно которым в налоговую базу по указанному налогу не включены суммы льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Налоговый орган посчитал, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) полученные из бюджета субсидии должны учитываться при определении налоговой базы и включаться в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость.
По результатам налоговой проверки Инспекция решением от 27.04.2005 N 10-14/2933дсп привлекла Предприятие к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 14 357 руб. 80 коп. штрафа и доначислила 81 320 руб. налога на добавленную стоимость.
Предприятие не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик обоснованно исключил из налоговой базы суммы льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, установлен статьями 153-162 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетом различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1), действовавшего в спорный период, оплата коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (далее - Постановление N 887) ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
В пункте 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеющими закрепленный за ними государственный жилищный фонд и оказывающими жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Суд первой инстанции установил, что Предприятие в проверенный период оказывало услуги жилищно-коммунального хозяйства гражданам, в том числе имеющим предусмотренные законодательством льготы на оплату названных услуг, получая из бюджета денежные средства на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
В силу пунктов 6-8 Порядка предоставления и расходования субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 23.01.2003 N 16, органы местного самоуправления или по их поручению учреждения, на которые возложены функции по социальной защите населения, возмещают предприятиям расходы, связанные с выплатой субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, путем перечисления средств на счета, открытые указанным предприятиям в кредитных учреждениях.
Пунктом 8 Порядка предоставления и расходования субвенций из фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета, утвержденного указанным постановление администрации Архангельской области, органы местного самоуправления или по их поручению учреждения, на которые возложены функции по социальной защите населения, возмещают предприятиям, организациям, юридическим лицам независимо от форм собственности и предпринимателям без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее - организации) расходы, понесенные ими в связи с предоставлением льгот, путем перечисления средств на счета, открытые указанным организациям или уполномоченным ими организациям в кредитных учреждениях.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами.
Статьей 21 Областного закона Архангельской области от 26.12.2003 N 214-27-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год", действовавшей в проверенный период, установлено, что средства, предусмотренные по разделу "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для выплаты субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 412 852 тыс. рублей передаются бюджетам муниципальных образований в виде субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг.
Субвенции для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг подлежат отражению в отчетах об исполнении бюджетов муниципальных образований.
Правила предоставления и расходования субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются администрацией Архангельской области.
Предприятие получало от органов социальной защиты населения из областного и местного бюджетов средства для возмещения понесенных расходов (убытков) в связи с оказанием коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным в соответствии со статьей 15 Закона N 4218-1 и Постановления N 887.
В пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что Предприятие обоснованно не включило в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, суммы дотаций на покрытие убытков, связанных с оказанием коммунальных услуг льготным категориям лиц.
В жалобе Инспекция рассматривает суммы полученных Предприятием средств как финансовую помощь или иные суммы, связанные с оплатой реализованных услуг. Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки Инспекции на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В данном случае полученные Предприятием средства из бюджета не связаны с оплатой оказанных им услуг, поскольку налогоплательщику компенсировались затраты (покрывались убытки) в связи с оказанием коммунальных услуг населению по государственным регулируемым тарифам с учетом установленных законодательством льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение суда от 08.09.2005 законным и не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.09.2005 по делу N А05-7120/05-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2006 г. N А05-7120/05-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника