Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2006 г. N А56-30710/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
при участии от открытого акционерного общества АКБ "Банк Развития Региона" Огаджянянца С.И. (доверенность от 02.12.05), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Руденко М.В. (доверенность от 12.07.05 N 03-06/7266),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2005 по делу N А56-30710/2005 (судья Серова И.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества АКБ "Банк Развития Региона" (далее - Общество, Банк) налоговой санкции в размере 5 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки ОАО "МедСи" - клиента Общества - в адрес Санкт-Петербургского филиала ОАО АКБ "Банк Развития Региона" налоговым органом было направлено требование о предоставлении документов от 08.12.2004 N 13-17/14347, в котором были запрошены следующие документы: копия кредитного договора от 27.05.2003 N 79 РК; лицевой счет (распечатка) с расшифровкой операций по счету клиента за период с 01.01.2002 по 30.06.2004; копия документа, на основании которого совершены дебетовая и кредитовая запись по этому счету; справка о движении денежных средств и их остатках на начало и конец операционного дня, в котором была совершена запись по счету.
Во исполнение данного требования Общество представило налоговому органу только выписку по лицевому счету ОАО "МедСи". Кроме того, в письме от 27.12.2004 N 771-04 Общество, ссылаясь на статью 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", пояснило, что предоставление остальных запрашиваемых документов является нарушением банковской тайны.
В связи с неисполнением ответчиком требования о предоставлении документов от 08.12.2004 N 13-17/14347 налоговая инспекция на основании акта от 19.04.2005 N 13-38 приняла решение от 11.05.2005 N 13-10/4742 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 000 рублей, и направила в адрес Банка требование об уплате налоговой санкции от 11.05.2005 N 370, в котором предложила уплатить указанную сумму штрафа в срок до 27.05.2005.
Поскольку данное требование не исполнено Обществом в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 5 000 рублей налоговых санкций.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, отклонил ссылку налоговой инспекции на статью 87 Налогового кодекса Российской Федерации, указав, что получение информации о деятельности налогоплательщика в порядке названной статьи возможно лишь в рамках налоговых проверок. Кроме того, суд сослался на то, что в силу статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан сохранять тайну банковского счета.
Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации право требовать от банков справки по операциям и счетам.
Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Такая же обязанность кредитной организации предусмотрена положениями статьи 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
В данном случае в связи с осуществлением налоговой проверки ОАО "МедСи" налоговая инспекция в рамках своей компетенции в связи с проведением встречной проверки направила Обществу требование о представлении ряда документов.
Необоснованна ссылка Банка на предусмотренную статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банковскую тайну.
Понятие банковской тайны раскрыто в статье 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", где, в частности, указано: "Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов". Однако эта же статья содержит приведенное выше положение об обязанности банка предоставлять налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц (отступление от банковской тайны).
В пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.04 N 453-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Открытого акционерного общества "Акционерный банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации" указано: "Оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков".
Таким образом, налоговая инспекция, затребовав у Банка спорные документы, действовала в пределах своей компетенции в рамках налогового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым Банк привлечен к ответственности, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.
Поскольку в данном случае налоговой инспекцией были запрошены такие документы как копия кредитного договора, копия документа, на основании которого совершены дебетовая и кредитовая запись, то за непредставление этих документов налоговая инспекция правомерно привлекла Общество к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно определив размер штрафа.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, а заявленные требования о взыскании штрафа - удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2005 по делу N А56-30710/2005 отменить.
Взыскать с ОАО АКБ "Банк Развития Региона" в доход федерального бюджета 5 000 рублей штрафа и 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А56-30710/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника