Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 года N 4240/06 настоящее постановление отменено
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2006 г. N А66-9157/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Клириковой Т.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Тверской области Елисеевой С.П. (доверенность от 10.01.2006 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.10.2005 по делу N А66-9157/2005 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоМир Плюс" (далее - Общество, ООО "АвтоМир Плюс") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 07.04.2005 N 09/03 и решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области (далее - Управление Пенсионного фонда) от 25.04.2005 N 09-12/3372 об отказе возвратить Обществу 16 879, 19 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 13.10.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 07.04.2005 N 09/03 об отказе возвратить 16 879, 19 руб. - сумму ошибочно перечисленных Обществом страховых взносов и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата указанной суммы страховых взносов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда от 25.04.2005 N 09-12/3372 отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении требований к налоговому органу, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы утверждает об отсутствии у него полномочий на возврат или зачет страхователям ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять зачет или возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
ООО "АвтоМир Плюс" и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
ООО "АвтоМир Плюс", исполняя обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в общей сумме 16 879,19 руб., сдало в банк платежные поручения от 09.02.2005 N 46, от 14.02.2005 N 53 и 54, от 14.03.2005 N 86 и 87 (л.д. 7-11). Поручения банком исполнены, деньги списаны и зачислены на счета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Однако при оформлении платежных поручений Обществом была допущена ошибка при указании кодов бюджетной классификации.
Страховым взносам, которые обязано было уплатить Общество, присвоены коды бюджетной классификации 18210202010061000160 ("Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии") и 18210202020061000160 ("Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии").
Фактически Общество в платежных поручениях указало коды бюджетной классификации 18210202030061000160 ("Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии") и 18210202040061000160 ("Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии").
Это привело к неисполнению обязанности ООО "АвтоМир Плюс" по уплате страховых взносов.
После обнаружения допущенной ошибки Общество в марте 2005 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 29.03.2005 N 4 (полученным налоговым органом 31.03.2005, л.д. 39) о зачете 12 655,07 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов с указанием кода бюджетной классификации 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду 18210202010061000160 и 4 224,12 руб. страховых взносов, уплаченных с ошибочным указанием кода 18210202040061000160 - по коду 18210202020061000160. В апреле 2005 года Общество направило в инспекцию заявление от 13.04.2005 N 16 (л.д. 41) о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов по платежным поручениям от 09.02.2005 N 46, от 14.02.2005 N 53 и 54, от 14.03.2005 N 86 и 87.
Налоговая инспекция в письмах от 07.04.2005 N 09-03 (л.д. 40) и от 21.04.2005 N 09-03 (л.д. 42) сообщила Обществу о том, что зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговыми органами в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, так как вопросы, связанные с уплатой, зачетом и возвратом страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Общество обратилось в Управление Пенсионного фонда с заявлением от 14.04.2005 N 17 (л.д. 43) о зачете 16 879,19 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитываемых по кодам бюджетной классификации 18210202030061000160 и 18210202040061000160, или возврате указанной суммы на расчетный счет Общества.
Управление Пенсионного фонда также отказало ООО "АвтоМир Плюс" в зачете или возврате спорной суммы страховых взносов, мотивировав отказ отсутствием соответствующих полномочий (письмо от 25.04.2005 N 09-12/3372, л.д. 44). По мнению Управления Пенсионного фонда, поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то он регулируется нормами главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 13 статьи 78 НК РФ зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами на основании заявления налогоплательщика.
В связи с отказом государственных органов произвести зачет или возврат ошибочно уплаченных страховых взносов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ налоговой инспекции возвратить Обществу 16 879 руб., ошибочно уплаченных страховых взносов в виде фиксированных платежей. Суд исходил из того, что статьей 78 НК РФ обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы. Согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая службы. А в соответствии с пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение ошибочным, а потому подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что в феврале и марте 2005 года Общество при уплате 16 879,19 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, допустило ошибку при оформлении платежных поручений. Общество неправильно обозначило коды бюджетной классификации, указав коды, относящиеся к страховым взносам в виде фиксированного платежа, которые уплачивают индивидуальные предприниматели, а также приравненные к ним лица, и адвокаты.
Платежи поступили на счета территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, но обязанность по уплате конкретных видов страховых платежей Обществом не исполнена.
Попытки ООО "АвтоМир Плюс" в досудебном порядке решить вопрос о возврате или зачете ошибочно перечисленной не по тому коду бюджетной классификации суммы результатов не дали, поскольку как налоговая инспекция, так и Управление фонда ссылаются на отсутствие у них соответствующих полномочий.
Общество обратилось в суд для разрешения вопроса о том, какой орган - налоговая инспекция или Управление Пенсионного фонда - обязаны возвратить Обществу ошибочно уплаченные не по тем кодам бюджетной классификации страховые платежи.
Суд первой инстанции признал обязанным лицом налоговую инспекцию.
Кассационная инстанция считает такое решение суда ошибочным.
По мнению суда кассационной инстанции, Управление Пенсионного фонда является лицом, обязанным возвратить Обществу ошибочно уплаченную сумму страховых взносов по кодам бюджетной классификации 18210202030061000160 и 18210202040061000160 плательщиком которых оно в силу положений статьи 28 и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ не является.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе единого социального налога.
Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Соответственно страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами.
Статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы государственных внебюджетных фондов) взыскивают со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагают штрафы, начисляют пени и осуществляют другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в пунктах 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено правило, согласно которому контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом взыскание недоимки по страховым взносам и пеней (в судебном порядке) возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Анализ содержания норм статей 2 и 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и статьи 11 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается и следующим.
В силу пункта 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1, 3, 4 статьи 16 Закона N 167-ФЗ).
Кроме того, в пункте 13 статьи 78 главы 12 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-Ф3) указано, что правила, предусмотренные статьей 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. Далее следует норма, согласно которой органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности предусмотренные главой 12 для налоговых органов.
Принимая во внимание положения названной нормы (которая отменена только с 01.01 2006) отклоняется ссылка Управления Пенсионного фонда на возможность возврата или зачета излишне уплаченных страховых платежей в Пенсионный фонд только по решению налогового органа - администратора поступлений в бюджет обязательных платежей.
Наличие у органов Пенсионного фонда полномочий на возврат страховых взносов страхователям следует и из пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ где указано, что страховщик (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) возвращает страховые взносы страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
В данном случае Общество, являясь организацией, уплатило тот вид страховых взносов который уплачивают индивидуальные предприниматели (а также приравненные к ним лица) и адвокаты. Управление Пенсионного фонда не обосновало, каким образом оно установило, за каких застрахованных лиц Обществом уплачены страховые взносы в виде фиксированных платежей.
Следовательно, Управление Пенсионного фонда, как орган внебюджетного фонда - Пенсионного фонда Российской Федерации, обязано самостоятельно осуществлять возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых платежей.
Как следует из Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Однако Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ делит функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.
При этом Закон прямо не называет орган, который должен проводить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов. Поэтому Федеральная налоговая служба России неоднократно обращала внимание налоговых органов на отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, возлагающих на налоговые органы обязанности по проведению зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (письма от 25.08.2005 N 19-4-04/000015@, от 08.02.2005 N 19-4-03/000005@, от 05.07.2004 N 05-0-09/20@). На это же указывало и Министерство финансов Российской Федерации в письме от 03.06.2005 N 03-05-02-04/04/115.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер и природу спорной суммы страховых взносов, вид платежей, их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, факт неосновательной уплаты Обществом того вида страховых взносов, плательщиком которого оно не является, и отсутствие доказательств установления Управлением Пенсионного фонда застрахованных лиц, за которых Обществом уплачены страховые взносы в виде фиксированных платежей, положения пункта 13 статьи 78 НК РФ, кассационная инстанция считает, что лицом, обязанным осуществить возврат спорной суммы взносов является Управление Пенсионного фонда.
Таким образом, кассационная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции о признании незаконным отказа налогового органа, изложенного в письме от 07.04.2005 N 09/03, осуществить зачет или возврат ошибочно перечисленной Обществом суммы страховых взносов в виде фиксированных платежей, и возложении на налоговый орган обязанности возвратить спорную сумму страховых взносов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - отмене.
Восстановление судом первой инстанции срока на обжалование решений налоговой инспекции и Управления Пенсионного фонда является законным и обоснованным.
Поскольку спор о факте уплаты спорной суммы взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и о ее размере отсутствует, кассационная инстанция считает возможным вынести новое решение: признать недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области от 25.04.2005 N 09-12/3372 об отказе возвратить ошибочно уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации 16 879, 19 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. В соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АвтоМир Плюс" путем возврата ошибочно перечисленных 16 879, 19 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В остальной части заявленные ООО "АвтоМир Плюс" требования подлежат отклонению.
Принимая во внимание обстоятельства данного спора, результат его рассмотрения, и положения статей 333.22 и 333.37 НК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для довзыскания государственной пошлины с лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.10.2005 по делу N А66-9157/2005 отменить.
Признать недействительным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области от 25.04.2005 N 09-12/3372.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Торжке и Торжокском районе Тверской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АвтоМир Плюс" путем возврата ошибочно перечисленных 16 879, 19 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа из средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
В остальной части заявленных ООО "АвтоМир Плюс" требований отказать.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2006 г. N А66-9157/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 2006 года N 4240/06 настоящее постановление отменено