Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2006 г. N А66-6359/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А.
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Елистратова А.В. (доверенность от 10.01.2006),
рассмотрев 11.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2005 по делу N А66-6359/2005 (судья Орлова В.А.),
установил:
Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Зареченское" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 19.05.2005 N 1091/464 в части доначисления 68 035 руб. налога на добавленную стоимость, начисления 13 607 руб. штрафа и соответствующей суммы пеней.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2005 заявленные предприятием требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявителем неправомерно предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным за наличный расчет материальным ценностям на основании приходных кассовых ордеров, при отсутствии чеков контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 года.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 26.04.2005 N 787/423, в котором налоговой инспекцией, в частности, сделан вывод о неправомерном включении предприятием в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость за проверенный период сумм, уплаченных поставщикам на основании приходных кассовых ордеров и счетов-фактур без применения ККТ.
По итогам проверки, с учетом возражений предприятия, налоговым органом вынесено решение от 19.05.2005 N 1091/464 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предприятию доначислен налог на добавленную стоимость, в том числе в сумме 68 035 руб., уплаченный поставщикам. Кроме того, предприятию начислены соответствующие пени и взысканы налоговые санкции.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования предприятия, суд исходил из того, что налоговое законодательство не устанавливает в качестве обязательного условия для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету наличие чеков ККТ.
Кассационная инстанция считает решение суда правомерным и не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров, предназначенных для перепродажи, только после постановки указанных товаров на учет и при наличии счетов-фактур, а также документов, подтверждающих факт уплаты налога поставщику.
Наличие у предприятия счетов-фактур и принятие им товаров на учет налоговой инспекцией не оспаривается.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) выставляются счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Согласно пункту 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 названной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Приведенные нормы права не конкретизируют документы, которые могут являться подтверждением фактической уплаты налога в составе платежей за приобретенный товар.
Из вышеуказанных норм следует, что при реализации товаров за наличный расчет продавец вправе выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, подтверждающий факт оплаты товара.
В данном случае судом установлено, что фактическая уплата налога подтверждена предприятием копиями квитанций к приходным кассовым ордерам, которые оформляются получателем денежных средств при осуществлении наличных расчетов, счетами-фактурами, что не противоречит действующему законодательству.
Следовательно, довод налоговой инспекции о том, что налогоплательщик вообще не представил расчетных документов, не соответствует материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (в редакции от 26.02.1996), прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Таким образом, квитанция к приходному кассовому ордеру является одним из документов, подтверждающих факт внесения наличных денежных средств в кассу организации-продавца.
Следовательно, организация-покупатель в отсутствие кассового чека и при наличии квитанции к приходному кассовому ордеру вправе при наличии счета-фактуры и оприходования товара произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных продавцу.
Наличие у заявителя надлежащим образом оформленных счетов-фактур, в которых налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой, факты оприходования предприятием приобретенных товаров и представление в подтверждение их оплаты приходных кассовых ордеров и квитанций к ним налоговым органом не оспариваются.
При таких обстоятельствах решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2005 по делу N А66-6359/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2006 г. N А66-6359/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника