Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2006 г. N А26-5345/2005-29
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 декабря 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Власовой М.Г. и Грачевой И.Л.,
при участии от Петрозаводского городского Совета Республики Карелия Плаксина А.В. (доверенность от 11.11..2005),
рассмотрев 23.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрозаводского городского Совета Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2005 по делу N А26-5345/2005-29 (судьи Курчакова В.М., Кезик Т.В., Подкопаев А.В.),
установил:
Администрация города Петрозаводска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании пункта 1.9 Методики определения размера арендной платы за муниципальное имущество, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета Республики Карелия от 20.12.2000 N XXIV/VIII-138 (далее - Методика), несоответствующим статье 608, пунктам 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 121, 139, 147, 149 Устава муниципального образования города Петрозаводска и недействующим полностью.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Петрозаводский городской Совет Республики Карелия (далее - городской Совет).
Решением от 12.10.2005 суд признал пункт 1.9 Методики определения размера арендной платы за муниципальное имущество, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета Республики Карелия, принятой на VIII сессии XXIV созыва 20.12.2000 N XXIV/VIII-138, несоответствующим статье 608, пунктам 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьям 121, 139, 147, 149 Устава муниципального образования города Петрозаводска и недействующим полностью.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе городской Совет просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что решение суда не свидетельствует о полном и всестороннем рассмотрении дела, кроме того, пункт 1.9 Методики не нарушает устав муниципального образования города Петрозаводска и федеральное законодательство.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель городского Совета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением Петрозаводского городского Совета Республики Карелия, принятым на VIII сессии XXIV созыва 20.12.2000 N XXIV/VIII-138 утверждена Методика определения размера арендной платы за муниципальное имущество.
Пунктом 1.1 Методики установлен порядок определения размера платы за пользование движимым и недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Петрозаводска, используемым на праве аренды.
Расчет величины арендной платы производится согласно разделу 2 Методики (пункт 1.3 Методики).
Величина арендной платы корректируется решением Петрозаводского городского Совета один раз в год с учетом изменения индекса потребительских цен (ИЦП), по данным Госкомстата РК (пункт 1.9 Методики).
Администрация полагая, что такой подход к определению размера арендной платы за муниципальное имущество противоречит статье 608, пунктам 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 121, 139, 147, 149 Устава муниципального образования города Петрозаводска, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 10 статьи 19 Устава муниципального образования города Петрозаводска к исключительной компетенции представительного органа (Петрозаводского городского Совета) относится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Администрация города Петрозаводска осуществляет функции арендодателя муниципальной собственности и права собственника в соответствии и на основании решений представительного органа муниципального образования. Петрозаводский городской Совет, устанавливая порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, в частности, утверждая Методику определения размера арендной платы за муниципальное имущество, не нарушает права исполнительного органа (администрации города Петрозаводска), в том числе в сфере экономической деятельности.
Положенный в основу принятого судом первой инстанции решения вывод о возможном сокращении доходной части бюджета, является необоснованным. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 4 статьи 19 Устава муниципального образования города Петрозаводска к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета отнесено утверждение местного бюджета. Петрозаводский городской Совет, рассматривая предложение администрации города Петрозаводска по формированию доходной части бюджета, в том числе за счет таких источников, как сдача в аренду муниципального имущества, своим решением утверждает местный бюджет.
Пункт 1.9 Методики устанавливает возможность применения определяемого государственным органом индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) при наличии соответствующего решения представительного органа. В случае если такое решение не принимается, ИПЦ не включается в формулу, применяемую в соответствии с методикой при расчете арендной платы.
Рассматривая оспариваемый пункт 1.9 Методики во взаимосвязи с положениями пункта 1.3 и раздела 2 Методики, следует признать, что при утверждении методики представительный орган муниципального образования связывает возможность применения ИПЦ при расчете арендной платы только с наличием соответствующего решения, принятого городским Советом. Как следует из положений Методики, самостоятельным правом применения ИПЦ при расчете арендной платы администрация города Петрозаводска не наделена.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о несоответствии пункта 1.9 Методики статье 608 и пунктам 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 121, 139, 147, 149 Устава муниципального образования города Петрозаводска является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, а в удовлетворении заявления Администрации о признании указанного пункта Методики недействующим следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2005 по делу N А26-5345/2005-29 отменить.
Признать пункт 1.9 Методики определения размера арендной платы за муниципальное имущество, утвержденной решением Петрозаводского городского Совета Республики Карелия от 20.12.2000 N XXIV/VIII-138, соответствующим статье 608 и пунктам 1, 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 121, 139, 147, 149 Устава муниципального образования города Петрозаводска и отказать в удовлетворении заявления администрации города Петрозаводска о признании указанного пункта недействующим.
Взыскать с администрации города Петрозаводска в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
И.Л. Грачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2006 г. N А26-5345/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника