Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2000 г. N 1766
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой НА, судей Ломакина С.А., Троицкой Н. В., при участии от Госналогинспекции по Пролетарскому району города Твери Котыло И.В. (доверенность от 21.07.2000 N А56-2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.04.2000 по делу N 1766 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Государственная налоговая инспекция по Пролетарскому району города Твери (далее - ГНИ по Пролетарскому району, истец) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ларс" (далее - ООО "Ларс", ответчик) 2 154 рублей штрафа на основании статьи 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
Решением суда от 18.04.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ по Пролетарскому району просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность и неправильное применение судом норм материального права - статьи 2 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".
В судебном заседании представитель ГНИ по Пролетарскому району поддержал доводы, изложенные в жалобе.
ООО "Ларс" о времени и месте слушания дела надлежаще извещено, однако в судебное заседание представителей не направило, поэтому жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность принятого решения проверена в кассационной инстанции.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки правильности удержания, полноты и своевременности перечисления подоходного налога в бюджет с физических лиц ООО "Ларс" за период с 01.01.96 по 01.10.99 ГНИ по Пролетарскому району выявила, что в совокупный доход граждан не включены суммы денежных средств, полученные ими под отчет по счету 71 по расходным кассовым ордерам в погашение долгов ООО "Ларс" за коммунальные услуги и на приобретение материальных ценностей для ведения хозяйственной деятельности и не подтвержденные оправдательными документами в связи с отсутствием авансовых отчетов работников. По итогам проверки составлен акт от 24.12.99 и принято решение от 19.01.2000 N 48 о доначислении 21 541 рубля подоходного налога, взыскании 2 154 рублей штрафа в размере 10 процентов от суммы недобора подоходного налога.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из того, что суммы, выданные работникам под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, не могут считаться доходом данных работников, пока есть возможность взыскать денежные средства предприятием, а поскольку налоговым органом не представлены доказательства невозможности их взыскания, включение в совокупный доход данных денежных средств суд признал необоснованным и соответственно применение ответственности в виде взыскания штрафа на основании статьи 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" неправомерным.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, является совокупный доход, полученный в календарном году от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме.
Следовательно, для признания работников ООО "Ларс" плательщиками подоходного налога необходимо установить получение ими безвозмездно в свое пользование денежных средств от этого предприятия (источника дохода).
Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем материалы дела свидетельствуют о том, что денежные средства получены работниками ответчика под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, то есть эти работники являются должниками по полученным денежным средствам перед ООО "Ларс" до их полного погашения. Какие-либо документы, свидетельствующие, что денежные средства получены работниками предприятия безвозмездно в свое пользование, в материалах дела отсутствуют, и на указанные документы налоговый орган не ссылается.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания квалифицировать подотчетные денежные суммы в качестве доходов физических лиц только по признаку их невозвратности организации на момент проверки.
При проверке законности судебного акта, кассационной инстанцией нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не установлено. Поэтому основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Ссылка представителя Инспекции МНС на то обстоятельство, что в отношении бывшего руководителя ООО "Ларс" Турина Я.В. после проверки ответчика 14.01.2000 года возбуждено уголовное дело по факту присвоения вверенных ему денежных средств, не является основанием для переоценки вывода суда, поскольку при отсутствии судебного решения по факту присвоения денежных средств, а также других доказательств факт получения указанных сумм безвозмездно нельзя считать установленным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.04.2000 по делу N 1766 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2000 г. N 1766
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника