Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 февраля 2006 г. N А26-256/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Федерального государственного учреждения Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" Римского Г.В. (доверенность от 20.01.06),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.05 (судья Кохвакко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.05 (судьи Шестакова М.А., Масенкова И.В., Шульга Л.А.) по делу N А26-256/2005-28,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Северо-Западная авиабаза", правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - Учреждение), 824 961 рубля 65 копеек штрафа.
Решением суда от 01.03.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.05, с учетом изменения требований заявление налоговой инспекции удовлетворено частично: с Учреждения взыскано 120 411 рубль 16 копеек штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с судебными актами в части отказа во взыскании 600 642 рублей 40 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату транспортного налога за 2003 год по воздушным судам Учреждения.
В судебном заседании представитель Учреждения просил оставить решение и постановление судов без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Учреждением за период с 01.01.01 по 31.12.03, о чем составлен акт от 14.07.04 N 4.3-165. По результатам проверки вынесено решение от 03.08.04 N 4.3-133 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что Учреждение в 2003 году не уплатило транспортный налог с переданных ему в безвозмездное пользование 8 самолетов АН-2, 5 вертолетов МИ-8, которые находятся в его оперативном управлении и числятся на забалансовом счете, а также с самолета АН-2, введенного в эксплуатацию 01.10.2000.
Налоговая инспекция, указав, что Учреждение является эксплуатантом указанных транспортных средств, доначислила ему 3 007 724 рубля транспортного налога за 2003 год с соответствующими пенями и привлекла к ответственности за неполную уплату этого налога.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку нормами Налогового кодекса Российской Федерации не раскрывается понятие деятельности по осуществлению перевозок, то в данном случае следует руководствоваться главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату, а согласно пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 100 которого перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение имеет два основных вида деятельности, одним из которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Вывод суда первой инстанции подтверждается материалами дела.
Так из Устава Учреждения следует, что Учреждение организует и осуществляет авиационную охрану лесов и оленьих пастбищ от пожаров, тушение лесных пожаров с применением лесной авиации, специализированных сил и технических средств (пункт 2.1). Одним из видов деятельности пункт 2.2 называет выполнение специальных авиаработ и воздушных перевозок.
Учреждение имеет лицензию на пассажирские и грузовые перевозки (лист дела 90 тома 1).
Из справки Комитета государственной статистики Республики Карелия от 25.03.03 N 09-07 видно, что Учреждению установлена идентификация по кодам 02.02.1, 62.20, 63.40, 63.23.1, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст, означает, в частности "организация перевозок грузов", "деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию", "деятельность терминалов, управление аэропортами".
Согласно справке Учреждения (лист дела 126 тома 1) налет часов воздушных судов в 2003 году по видам деятельности составлял: авиалесосохранные работы - 713 часов (31%), пассажирские и грузовые перевозки - 1 577 часов (69%).
Сторонами также представлены данные по доходам и расходам Учреждения по видам деятельности. Доходы Учреждения от авиалесоохранных работ составили 68,1%, от перевозок - 31,9%. Расходы соответственно составили 73,2% и 26,8%.
При таких условиях правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что осуществление пассажирских и грузовых перевозок является основным видом деятельности Учреждения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.05 по делу N А26-256/2005-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся на праве оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Учреждение привлечено к ответственности за неуплату транспортного налога с находящихся у него в оперативном управлении воздушных судов. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании штрафа.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налоговой инспекции федеральный арбитражный суд исходил из того, что понятие деятельности по осуществлению перевозок не определено в налоговом законодательстве.
В связи с этим для уяснения значения данного понятия в силу п.1 ст.11 НК РФ необходимо обратиться к положениям главы 40 "Перевозка" ГК РФ.
Кассационная инстанция проанализировала нормы указанной главы ГК РФ, а также обратила внимание на то, что согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Следует отметить, что учреждение имеет лицензию на пассажирские и грузовые перевозки. Также ему присвоены коды 02.02.1, 62.20, 63.40, 63.23.1, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденному постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 г. N 454-ст, означает "организация перевозок грузов", "деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию", "деятельность терминалов, управление аэропортами".
Поскольку деятельность по осуществлению пассажирских и грузовых перевозок является одним из основных видов деятельности учреждения, то оно правомерно воспользовалось льготой.
На основании изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу и оставил без изменения судебные акты нижестоящих инстанций.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2006 г. N А26-256/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника