Апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 10 ноября 2022 г. по делу N 33а-365/2022
2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Кузнеченкова Д.Н., судей - Бахина А.А и Силищева Д.Н., при секретаре судебного заседания Абдиримове А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-59/2022 по административному исковому заявлению начальника филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулёва (г. Омск) (далее - филиал ВА МТО в г. Омске, филиал) о признании незаконными выводов в акте выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерство обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - Управление финансового контроля) о принятии к учету сумм ущерба и возложении обязанности по его возмещению, по апелляционной жалобе административного истца на решение Омского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Кузнеченкова Д.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя начальника Управления финансового контроля по доверенности - Тихонова К.И, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Как следует из решения, в филиале ВА МТО в г. Омске в 2022 году контрольной группой Управление финансового контроля была проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения за 2020-2021 годы, с составлением соответствующего Акта от 15 марта 2022 года "N".
Относительно изложенных в нем сведений о неправомерной выплате "... " работникам профессорско-преподавательского состава и научным сотрудникам филиала, доплаты к заработной плате до уровня средней в регионе, за периоды их временной нетрудоспособности и неисполнения должностных обязанностей на сумму "000000" рублей "00" копеек, а также переплате гражданскому персоналу надбавок стимулирующего характера к должностным окладам за интенсивность, высокие результаты работы и качество их выполнения на сумму "00000000" рублей "00" копейка, начальником образовательного учреждения в Управление финансового контроля поданы возражения, которые были отклонены.
Полагая эти результаты проверки необоснованными, начальник филиала просил суд признать их незаконными и исключить изложенные в пунктах 1 и 2 Акта выводы комиссии о причинении ущерба и возложении обязанности по его возмещению.
Решением Омского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе начальник филиала академии, не согласившись с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, обосновывая следующим.
Так, ссылаясь на положения Трудового кодекса Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты, указывает на то, что установление порядка премирования, в том числе в период временной нетрудоспособности, является исключительной прерогативой работодателя, в связи с чем установленные его решением спорные стимулирующие выплаты, были выданы на законных основаниях.
Считает, что без внимания и оценки суда остались исследованные судом доказательства, подтверждающие то, что спорные надбавки были выплачены в пределах фонда оплата труда, без привлечения бюджетных ассигнований, что, исключает наличие прямого действительного ущерба государству.
Помимо этого, автор жалобы обращает внимание на то, что вопреки позиции административного ответчика, изложенного в его возражениях, о том, что результаты проверки носят информационный характер, положения оспариваемого Акта, предписывают принять к учету сумму выявленного комиссией ущерба и принять меры к его возмещению.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления указывает на то, что выявленные нарушения были правильно включены в акт проверки. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно выводам, содержащимся в оспариваемом Акте, проверкой в филиале ВА МТО в г. Омске выявлены нарушения в части неположенных выплат гражданскому персоналу филиала академии надбавок стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты работы и качество их выполнения на сумму в "00000000" рублей "00" копейку, Помимо этого, приведено о переплатах дополнительного материального стимулирования, предусмотренного в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" "... " работникам профессорско-преподавательского состава и научным сотрудникам филиала академии на сумму в "000000" рублей "00" копеек.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований гарнизонный военный суд обоснованно исходил из следующего.
Так, из исследованных судом выписок из приказов, изданных начальником филиала ВА МТО в г. Омске за период с 2013 года по 2021 год, а также сводных расчетов выплат за 2020 - 2021 года видно, что гражданскому персоналу устанавливались надбавки за интенсивность, высокие результаты работы и качество их выполнения в процентном отношении от должностного оклада на неопределенное время и без оценки эффективности их труда.
Согласно копиям расчетных листков и табелям учета использования рабочего времени следует, что профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам филиала академии в 2020 - 2021 годах выплачивалось обозначенное материальное стимулирование, в том числе в периоды временного неисполнения ими трудовых обязанностей.
Учтя указанные обстоятельства, суд пришел к выводам о том, что неположенные выплаты и переплаты материального стимулирования имели место по причинам нарушения и несоответствия требованиям законодательства разработанных в академии и ее филиале локальных нормативных актов, регулирующих оплату труда.
Окружной военный суд считает, что данные выводы суда первой инстанции являются правильными, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела и нормах материального права.
Согласно ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Аналогичные положения содержатся в приказе Министра обороны Российской Федерации от "дата" "... ", которым утвержден Регламент организации и осуществления ведомственного финансового контроля и аудита в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В частности, в соответствии с п. п. 35, 38 - 40 Регламента по результатам проведения контрольного мероприятия составляется акт, который включает в себя основания для проведения контрольного мероприятия, выявленные нарушения, а также выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений, предложения по их устранению.
В соответствии с п. 4 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" руководителям воинских частей и организаций предписано организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом.
Согласно п. 22, 23 и 40 раздела III приложения N 2 названного приказа, выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности. Размеры и порядок выплаты устанавливаются с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности персонала.
Вместе с тем, п. 3.1.2 и 3.1.3 приложения N 3 "Положения об оплате труда и премирования гражданского персонала филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулева в г. Омске" (далее - Положение о премировании) в соответствии с которым производились выплаты, определено, что гражданскому персоналу устанавливается ежемесячная выплата стимулирующего характера за качество исполнения обязанностей в размере до 100 процентов должностного оклада и стимулирующая надбавка за интенсивность работы, которая не должна превышать одного должностного оклада.
При этом для данных выплат в названном Положении не предусмотрены какие-либо показатели и критерии оценки эффективности деятельности персонала.
В соответствии с п. 6.6 "Положения об эффективном контракте преподавательского состава и научных сотрудников академии" (далее - Положение об эффективном контракте), изданного в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусмотрено, что в случае отработки научно-педагогическими работниками отчетного периода не в полном объеме (при нахождении в отпуске без содержания, на больничном или приеме на работу) индивидуальная базовая часть дополнительной выплаты рассчитывается пропорционально отработанному времени. Высвободившиеся денежные средства решением руководителя структурного подразделения (начальника института) равномерно распределяются между другими работниками данного структурного подразделения (института).
Из изложенного следует, что в проверяемый период, в филиале ВА МТО в г. Омске, без оценки эффективности деятельности, при несоответствии Положения о премировании требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545, то есть в отсутствие на то законных оснований, ряду лиц гражданского персонала выплачивались надбавки стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты работы и качество их выполнения, и, вопреки Положению об эффективном контракте, исполнявшие свои обязанности не в полном объеме, научно-педагогические работники получали денежные средства материального стимулирования.
При таких обстоятельствах, судом правильно указано, что включение в акт проверки сведений о фактах неправомерных выплат и причинение в связи с этим ущерба, было сделано обоснованно, в связи с чем требования административного иска удовлетворению не подлежали.
Вопреки доводам жалобы, в силу ст. 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", произведенные воинской частью излишние денежные выплаты, подпадают под понятие прямого действительного ущерба, в связи с чем ссылки на то, что они произведены в пределах фонда оплаты труда, следует признать беспредметными.
Хотя сами по себе оспариваемые положения акта, принятые по результатам проверки, не предусматривают материально-правовых последствий и механизма привлечения истца или его должностных лиц к ответственности, а содержат предложения по устранению выявленных нарушений, указанное не свидетельствует о том, что они носят исключительно информационный характер, поскольку в силу названного Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля и аудита, его исполнение в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательно, в связи с чем дело правильно было рассмотрено судом по существу, с вынесением решения.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на новые обстоятельства, которые не были бы исследованным судом первой инстанции, ее содержание указывает об ином толковании вышеприведенных норм права и направлено на переоценку выводов суда первой инстанции, для которой окружной военный суд оснований не находит.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права в полном соответствии с процессуальным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Омского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению начальника филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулёва (г. Омск) оставить без изменения, а апелляционную жалобу "... " без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий Д.Н. Кузнеченков
Судьи: А.А. Бахин
Д.Н. Силищев
Мотивированное определение составлено 11 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.