Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2006 г. N А26-6459/04-14
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г.
судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Минфина РК - Кузнецова Р.Г. (доверенность от 01.08.2005);
- от МУ "Жилищный контроль" - Федоровой Н.Н. (доверенность от 22.12.2005), рассмотрев 15.02.2006 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Карелия и муниципального учреждения "Жилищный контроль" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2005 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2005 (судьи Медведева И.Г., Копылова Л.С., Черемошкина В.В.) по делу N А26-6459/04-14,
установил:
Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" (далее - МУ "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 10 797 445 руб. 28 коп. (с учетом частичной оплаты расходов после обращения в суд с иском) убытков, которые истец понес в связи с предоставлением в 2003 году 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготы в соответствии с Законом Республики Карелия "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" (далее - Закон РК).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 14.12.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2005, исковые требования удовлетворены. С Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу истца взыскано 10 797 445 руб. 28 коп. компенсационных выплат.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2005 решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в связи с несоответствием обстоятельствам дела выводов суда об обоснованности возмещения расходов истца, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате капитального ремонта. Судом также не исследован вопрос о том, включен ли в сумму иска налог на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке процессуального правопреемства произведена замена МУ "Служба заказчика" на муниципальное учреждение "Жилищный контроль" (далее - МУ "Жилищный контроль").
Решением от 21.07.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2005, исковые требования истца удовлетворены частично. С Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу МУ "Жилищный контроль" взыскано 9 898 472 руб. 55 коп. компенсационных выплат. В возмещении расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате капитального ремонта, отказано.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в иске к Минфину РК, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии в составе исковых требований налога на добавленную стоимость не основан на действующем законодательстве, в связи с чем с Минфина РК необоснованно взыскана сумма 3 506 261 руб. 47 коп.
В кассационной жалобе МУ "Жилищный контроль" выражает несогласие с решением суда в части отказа во взыскании компенсационных выплат за предоставление льгот по оплате капитального ремонта в размере 898 972 руб. 73 коп. В обоснование жалобы истец указал на то, что услуги по капитальному ремонту относятся к услугам, на которые распространяются льготы. В связи с этим убытки в размере предоставленных льгот по оплате капитального ремонта не должна исключаться из суммы иска.
В судебном заседании представитель Минфина РК поддержал кассационную жалобу ответчика и возражал против удовлетворения кассационной жалобы истца. Представитель МУ "Жилищный контроль" поддержал кассационную жалобу истца и возражал против удовлетворения кассационной жалобы Минфина РК.
Администрация надлежащим образом уведомлена о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2003 году МУ "Служба заказчика" при взимании платы за жилье и коммунальные услуги во исполнение Закона РК предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
В связи с этим у истца возникли убытки в сумме 15 743 170 руб. 33 коп., что и послужило основанием для обращения МУ "Служба заказчика" в арбитражный суд с настоящим иском.
До вынесения судом решения при первоначальном рассмотрении дела ответчик перечислил Администрации в счет компенсации выплат МУ "Служба заказчика" 4 945 725 руб. 05 коп., которые учтены при определении суммы, подлежащей взысканию в судебном порядке.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона РК социальная защита лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", обеспечивается на территории Республики Карелия мерами социальной защиты, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов труда.
Финансирование расходов на реализацию прав и льгот этим лицам производится за счет республиканского бюджета.
Порядок возмещения данных расходов утверждается Председателем Правительства Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам труда предоставлено право на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2002 N 50-П утвержден Порядок выделения и расходования средств республиканского бюджета на реализацию льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и республиканским законодательством (далее - Порядок), которым определен порядок финансирования расходов, в том числе на реализацию Закона РК. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от 17.04.2002 N 1691 утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг и проезд в транспорте за счет средств, полученных от Министерства финансов Республики Карелия, согласно которому на Администрацию возложена обязанность заключать договоры с предприятиями на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с утвержденным Порядком 01.01.2003 Администрация и МУ "Служба заказчика" заключили договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РК. В соответствии с пунктом 1.2 договора Администрация возмещает истцу расходы, связанные с предоставлением льгот на оказание жилищно-коммунальных услуг, в пределах средств, выделяемых на эти цели Минфином РК.
Поскольку возмещение истцу расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 году, произведено не в полном размере, суд обоснованно удовлетворил требования истца за счет казны Республики Карелия.
Вместе с тем суд правомерно отказал во взыскании 898 972 руб. 73 коп., составляющих сумму компенсации за предоставленные льготы по оплате капитального ремонта жилья, указав, что в связи с принятием 06.05.2003 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 должно применяться с учетом положений названного Закона.
Из материалов дела следует, что в 2003 году льготы по оплате капитального ремонта предоставлялись как нанимателям, так и собственникам жилых помещений.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку из представленных истцом документов невозможно установить, кто именно из льготной категории граждан является собственником, а кто -нанимателем жилых помещений, суд с учетом приведенной нормы закона обоснованно отказал в удовлетворении требований МУ "Служба заказчика" в этой части.
Довод Минфина РК о необоснованном включении в состав исковых требований налога на добавленную стоимость не подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а основания для удовлетворения кассационных жалоб МУ "Жилищный контроль" и Минфина РК отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2005 по делу N А26-6459/04-14 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Республики Карелия и муниципального учреждения "Жилищный контроль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2006 г. N А26-6459/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника