Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2006 г. N А42-3532/2005-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 14.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.2005 по делу N А42-3532/2005-21 (судья Игнатьева С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Мурманэлектросвязь" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному учреждению "Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования пос. Мурмаши Кольского района Мурманской области" (далее - Учреждение) о взыскании 12 696 руб. 24 коп. задолженности по возмещению расходов, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50 проунтов скидки за пользование телефоном в ноябре - декабре 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определениями суда от 11.05.2005 и от 07.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Мурманской области и в качестве ответчика - Министерство финансов Российской Федерации.
Решением от 20.10.2005 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Северо-Западный Телеком" просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, отношения по возмещению поставщику услуг компенсации за предоставленные льготы, установленные федеральным законодательством, являются публичными, поэтому суд должен был взыскать компенсацию его расходов с федерального бюджета, который не выполнил обязанности по финансированию этих расходов в достаточном размере.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации и Департамент финансов Мурманской области признали решение законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в ноябре и декабре 2004 года в соответствии со статьей 28 Закона предоставил льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 17 084 руб. 74 коп., из которых 4386 руб. 50 коп. были возмещены ему из бюджета.
Неполучение компенсации расходов в сумме 12 698 руб. 24 коп. и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, проанализировав постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, которым был утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона, пришел к правильному выводу о том, что договор от 01.04.2003 N 11-И представляет собой форму реализации заложенного в федеральных нормативно-правовых актах механизма возмещения недополученных предприятиями связи доходов.
При этом суд первой инстанции, полагая, что недостаточность денежных средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию Закона, является основанием для освобождения Учреждения от ответственности за неисполнение обязательств по договору от 01.04.2003 N 11-И о возмещении расходов, понесенных в результате предоставления услуг связи гражданам, имеющим право на льготы, отказал в удовлетворении исковых требований. Основанием же для освобождения от ответственности Российской Федерации в лице ее финансового органа суд посчитал то, что Министерство финансов Российской Федерации не является стороной названного договора, поэтому обязательств по возмещению расходов перед истцом не имеет.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным.
Предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрено Законом, поэтому государство обязано компенсировать выпадающие доходы предприятия, оказывающего льготные услуги этим гражданам.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции неправильно применена норма права, а, кроме того, не выяснен вопрос о том, включен ли в тариф на оплату услуг связи, а соответственно, и в размер иска налог на добавленную стоимость, и не дана оценка правомерности требований истца в этой части, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить изложенные недостатки. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.10.2005 по делу N А42-3532/2005-21 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г. N А42-3532/2005-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника