Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2006 г. N А56-17915/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга Серова Р.С. (доверенность от 28.11.2005 N 17/27208), от общества с ограниченной ответственностью "Кошкин Дом" Сениной Л.В. (доверенность от 01.02.2006) и Бороздина А.Э. (доверенность от 01.02.2006),
рассмотрев 16.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2005 по делу N А56-17915/2005 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Петренко Т.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кошкин дом" (далее - Общество, организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.04.2005 N 000152 и 000153 о привлечении заявителя к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2005 постановление Инспекции от 20.04.2005 N 000153 о привлечении Общества к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2005 решение от 26.07.2005 изменено: постановление Инспекции от 20.04.2005 N 000152 также признано незаконным и отменено. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции от 11.11.2005 в части признания незаконным постановления налогового органа N 000152 и принять в этой части новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, Общество не доказало, что излишек контрольно-кассовой машины в сумме 647 руб. 35 коп. "являлся разменным фондом, а не свободными денежными суммами".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества, считая их несостоятельными, просили оставить судебный акт без изменения.
Законность постановления апелляционной инстанции от 11.11.2005 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.04.2005 Инспекция провела проверку соблюдения Обществом условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в ветеринарной клинике "Кот и Пес", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 111, ком. 21-Н.
В ходе проверки Инспекция сделала вывод о том, что на контрольной ленте от 25.03.2005 КЛ 0270 контрольно-кассовой машины Общества отсутствует "кассовый чек N 0039 на сумму 88 руб. 00 коп.", о чем составила протокол об административном правонарушении от 08.04.2005 N 000153.
Постановлением Инспекции от 20.04.2005 N 000153 Общество признано виновным в нарушении статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) и привлечено к административной ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа на основании статьи 14.5 КоАП РФ.
Кроме того, налоговый орган выявил неоприходование 25.03.2005 в кассу Общества 88 руб. 00 коп. по чеку от 25.03.2005 N 0039/1, а также излишка в сумме 647 руб. 35 коп., обнаруженного в контрольно-кассовой машине организации 05.04.2005, о чем составил протокол об административном правонарушении от 08.04.2005 N 000152.
Постановлением Инспекции от 20.04.2005 N 000152 Общество признано виновным в нарушении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок), и Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), в связи с чем привлечено к административной ответственности в виде взыскания 40 000 руб. штрафа на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
Общество не согласилось с названными постановлениями налогового органа от 20.04.2005 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 20.04.2005 N 000153, которым Обществу назначено административное наказание в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ, и отказал в удовлетворении остальной части заявления. При этом суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не доказано совершение организацией административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку не доказана принадлежность Обществу кассового чека на 88 руб. Вместе с тем суд посчитал, что в действиях организации имеется состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция изменила решение суда от 26.07.2005 в части отказа в признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 20.04.2005 N 000152 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ и удовлетворила это требование Общества. В остальной части решение суда оставлено без изменения. При рассмотрении дела апелляционная инстанция сделала вывод о том, что в действиях организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда правильными.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Из пункта 27 Порядка следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
В данном случае Инспекция посчитала, что Общество не оприходовало 88 руб. по чеку N 0039 от 25.03.2005.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что налоговый орган не доказал принадлежность названного чека привлекаемому к ответственности лицу. Этот вывод Инспекция в кассационной жалобе не оспаривает, и у суда кассационной инстанции нет оснований для его переоценки.
Кроме того, налоговым органом выявлено наличие в контрольно-кассовой машине Общества 647 руб. 35 коп. излишка без документов, подтверждающих выдачу этой суммы кассиру - операционисту из кассы организации в качестве разменного фонда в начале рабочего дня (05.04.2005), что, по мнению Инспекции, также является неоприходованием в кассу организации денежной наличности.
Между тем основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88, а также с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".
Согласно пункту 6.1 Типовых правил кассир (кассир - операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора.
Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира - операциониста".
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.
Таким образом, поскольку проверка проводилась Инспекцией до окончания работы (закрытия) ветеринарной клиники Общества, вывод о неоприходовании денежных средств из контрольно-кассовой машины в кассу организации являлся преждевременным, поскольку расхождение между выручкой и наличием денежных средств по данным бухгалтерского учета налоговый орган не устанавливал.
В момент проведения проверки Общество объясняло наличие излишка в контрольно-кассовой машине выдачей кассиру в начале рабочего дня (05.04.2005) 647 руб. 35 коп. разменного фонда.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Общество не представило доказательств выдачи кассиру разменного фонда в названном размере.
Однако ненадлежащее оформление выдачи кассиру разменного фонда из кассы организации не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал постановление налогового органа N 000152 незаконным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает постановление апелляционного суда от 11.11.2005 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2005 по делу N А56-17915/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. N А56-17915/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника