Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 марта 2006 г. N А44-5017/2005-7
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Боглачевой Е.В.,
рассмотрев 20.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на решение от 21.10.2005 (судья Духнов В.П.) и постановление апелляционной инстанции (судьи Пестунов О.В., Ларина И.Г., Разживин А.А.) Арбитражного суда Новгородской области от 27.12.2005 по делу N А44-5017/2005-7,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеева Александра Николаевича (далее - Хозяйство) 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление налоговой декларации по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 года.
Решением суда от 21.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2005, в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Хозяйство 22.04.2005 представило в Инспекцию декларацию по транспортному налогу за 1-й квартал 2005 года.
По результатам камеральной проверки названной декларации Инспекция составила акт от 14.05.2005 N 2.10-08/284 и вынесла решение от 09.06.2005 N 388 о привлечении Хозяйства к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 20.11.2002 N 87-ОЗ" следует читать "от 22.11.2002 N 87-ОЗ"
Основанием для принятия названного решения послужило нарушение Хозяйством срока представления в налоговый орган декларации по транспортному налогу, установленного пунктом 3 статьи 10 Закона Новгородской области от 20.11.2002 N 87-ОЗ "О транспортном налоге" (далее - Областной закон N 87-ОЗ). Выставленное Инспекцией на основании данного решения требование от 09.06.2005 N 172 об уплате в срок до 20.06.2005 налоговой санкции Хозяйство добровольно не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Инспекции во взыскании с налогоплательщика налоговой санкции, указали, что отчетность, представляемая им по итогам отчетных периодов по транспортному налогу, является расчетом авансовых платежей, поэтому за нарушение срока ее представления не применяется ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ введена в действие с 01.01.2003 глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Транспортный налог".
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
По статье 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Новгородской области установлен статьей 10 Областного закона N 87-03 в следующем порядке:
уплата налога (авансовых платежей) налогоплательщиками производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные названным областным законом, путем перечисления денежных средств на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Новгородской области по реквизитам в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (пункт 1),
для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды - первый, второй и третий кварталы календарного года (пункт 2),
организации, независимо от наличия у них обязанностей по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, обязаны по истечении отчетных периодов - в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по окончании налогового периода - в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 3),
сумма авансового платежа, подлежащая уплате организациями за отчетный период, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев в отчетном периоде, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12 (число календарных месяцев в налоговом периоде) (пункт 4),
суммы авансовых платежей по налогу, уплаченные в течение налогового периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (пункт 6).
Таким образом, несмотря на то, что в Областном законе N 87-03, принятом в соответствии с положениями главы 28 НК РФ, понятия "расчет" и "декларация" не разделяются, речь в нем идет о разных формах отчетности. В данном случае налоговой декларацией по смыслу статей 80 и 119 НК РФ признается только та, которая должна быть представлена в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация за 1-й квартал 2005 года, как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, является расчетом авансовых платежей.
Так как расчет авансовых платежей по транспортному налогу не является налоговой декларацией, за непредставление в срок этого расчета не применяется ответственность, установленная статьей 119 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-5017/2005-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Е.В. Боглачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2006 г. N А44-5017/2005-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника