Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 марта 2006 г. N А52-5261/2005/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кустова А.А. и Старченковой В.В.,
при участии от ООО "Гера" Красавина И.В. (дов. от 30.06.2005),
рассмотрев 13.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.11.2005 по делу N А52-5261/2005/2 (судья Разливанова Т.А.).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гера" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) от 24.08.2005 N 1024 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением от 17.11.2005 требование Общества удовлетворено: решение Инспекции от 24.08.2005 N 1024 признано недействительным.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать Обществу в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, взыскание текущих обязательных платежей после признания налогоплательщика банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства должно осуществляться в общем порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Инспекция извещена о времени и месте рассмотрения дела, но представителя в судебное заседание не направила.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Псковской области от 27.06.2005 по делу N А52-7644/2004/4 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на один год, назначен конкурсный управляющий.
Инспекция 04.08.2005 направила Обществу требование N 2415 об уплате задолженности по налогам и пеням на общую сумму 72.510 руб. 72 коп., в том числе 9.515 руб. недоимки и 62.995 руб. 72 коп. пеней в срок до 14.08.2005.
В связи с неисполнением обществом данного требования в установленный срок Инспекция 24.08.2005 вынесла решение N 1024 о взыскании налога в сумме 9.515 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и выставила инкассовые поручения N 5246 и N 5247 от 24.08.2005 на указанную сумму.
Считая названное решение Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Судом первой инстанции правильно установлено, что требование Инспекции относится к текущим платежам, поскольку обязательство по уплате налога возникло у Общества после принятия заявления о признании его банкротом.
Такое требование не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника, а может быть предъявлено в общем порядке вне рамок дела о банкротстве.
Однако наряду с общим порядком предъявления таких требований Законом установлен особый порядок их удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона требования по текущим обязательствам, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди, если иное не предусмотрено Законом.
Иное предусмотрено пунктом 4 статьи 142 Закона, в силу специального указания которого требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 133 Закона выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона, осуществляются с основного счета должника.
Согласно же пунктам 1, 2, 4 и 6 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание с этих счетов и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. Инкассовое поручение (распоряжение) подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения).
Решение Инспекции о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, подлежащее безусловному исполнению последними в порядке пункта 6 статьи 46 Кодекса, принято с нарушением порядка, установленного пунктом 4 статьи 142 Закона, поскольку предполагает удовлетворение требования Инспекции до удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, а не за счет оставшегося имущества, как это предписано Законом.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Инспекции правомерно признано судом недействительным.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17.11.2005 по делу N А52-5261/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2006 г. N А52-5261/2005/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника