Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 марта 2006 г. N А56-2279/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 августа 2005 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" Ивановой А.В. (доверенность от 27.12.2005), от Министерства финансов Российской Федерации Студенко Г.М. (доверенность от 13.02.2006), рассмотрев 28.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2005 (судья Захарова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 (судьи Мельникова Н.А., Полубехина Н.С., Попова Н.М.) по делу N А56-2279/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Министерству обороны Российской Федерации и Управлению федерального казначейства Российской Федерации о взыскании убытков в размере 43 574 руб. 19 коп., образовавшихся у истца в результате предоставления военнослужащим 50-процентной льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в соответствии с Федеральным законом "О статусе веннослужащих" за период с января по июнь 2002 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2005 исковые требования удовлетворены путем взыскания 41 669 руб. 19 коп. с Минфина. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 пункт 1 резолютивной части решения изменен и изложен в следующей редакции: "Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Северо-Западный Телеком" 41 669 руб. 19 коп. убытков. В остальной части решение оставлено без изменения".
В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права.
По мнению подателя жалобы, денежные средства на финансирование спорных льгот были выделены Министерству обороны Российской Федерации; Минфин не может обеспечить финансирование расходов, не предусмотренных законом о бюджете.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный Телеком" с января по июнь 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О статусе веннослужащих" при взимании платы с военнослужащих за установку квартирного телефона и абонентской платы за пользование им учитывало льготу в размере 50 процентов. В связи с возникновением у истца убытков в указанной сумме ОАО "Северо-Западный Телеком" обратилось в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот в заявленном размере подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривается.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшим в спорный период, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонентской плате за пользование ими в размере 50 процентов. Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.
Суд первой и апелляционной инстанций, проанализировав телеграмму от 24.02.2005 и письмо заместителя командира войсковой части 52686 от 21.07.2005 N 177/13/5295, пришел к выводу о том, что денежные средства Министерству обороны Российской Федерации для возмещения операторам связи расходов, связанных с предоставлением льгот, в 2002 году не выделялись.
Кассационная инстанция считает такой вывод недостаточно обоснованным.
Названные сообщения адресованы не суду, рассматривающему спор, текст письма от 21.07.2005 свидетельствует лишь об отсутствии у войсковой части 52686 информации о выделении Министерству обороны Российской Федерации денежных средств. Кроме того, информация, имеющаяся в этой переписке, противоречит отзыву на исковое заявление (лист дела 136), подписанному Пономаревым В., из которого, во-первых, не усматривается, от чьего имени он выступает, а во-вторых, имеется ссылка на Федеральный закон от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", предусматривающий выделение Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета 1 370 145 тыс. руб. по статье "Обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим".
Принимая во внимание, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, названные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, какая именно сумма была получена Министерством обороны Российской Федерации для финансирования расходов операторов связи по предоставлению льгот, на какие цели эта сумма была истрачена, а также установить, включена ли в размер иска сумма налога на добавленную стоимость, и дать оценку правомерности требований истца в этой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 по делу N А56-2279/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г. N А56-2279/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника