Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2006 г. N А21-1325/05-С2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 05.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2005 (судья Лукашов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2005 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Горшелев В.В.) по делу N А21-1325/05-С2,
установил:
Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Калининградской области о взыскании 284 976 руб. убытков, образовавшихся в результате отсутствия финансирования из федерального бюджета на реализацию положений Федерального закона "О ветеранах" о предоставлении льгот по оплате жилья.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие по содержанию и ремонту жилого фонда ЖЭУ N 18 администрации Октябрьского района г. Калининграда (далее - Предприятие).
Решением от 31.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2005, в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин КО) просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное толкование судом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О ветеранах". Податель жалобы указывает, в частности, следующее. Согласно положениям названных нормативных актов в федеральном бюджете должен ежегодно утверждаться объем субвенций на возмещение расходов по реализации прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах". Субъект Российской Федерации должен осуществлять финансирование расходов по реализации льгот из средств федерального бюджета в порядке взаиморасчетов. Поскольку средства на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", администрации Калининградской области из федерального бюджета не выделялись, убытки, понесенные субъектом Российской Федерации в результате предоставления льгот, подлежат возмещению из федерального бюджета. При этом вывод суда о том, что указанные расходы могут учитываться при расчете дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, не основан на законе.
Кроме того, истец заявил ходатайство о переименовании Управления на Минфин КО на основании Указа губернатора Калининградской области от 03.10.2005 N 55. Рассмотрев представленные истцом документы, кассационная инстанция считает, что указанное ходатайство истца подлежит удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.04.2004 по делу N А21-425/04-С1 с Управления за счет средств казны субъекта Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 284 976 руб. расходов, понесенных последним в результате предоставления льгот по оплате жилья за период с декабря 2002 по октябрь 2003 года на основании Федерального закона "О ветеранах". Решение суда по указанному делу исполнено Управлением в полном объеме.
Поскольку средства на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", не были предусмотрены в федеральном бюджете и субъекту Российской Федерации целевым назначением не направлялись, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд указал на положения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения расходов). В соответствии с указанной нормой права расходы на реализацию предусмотренных законом льгот по оплате жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Порядок проведения таких взаиморасчетов не утвержден.
Доказательств, свидетельствующих о принятии мер по проведению взаиморасчетов, Управлением не представлено.
Вместе с тем из материалов дела усматривается и истцом не оспаривается, что из федерального бюджета в бюджет Калининградской области в 2002 году поступили дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в размере 815,8 млн. руб., а в 2003 году - в размере 913,5 млн. руб.
С учетом изложенного и положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств, должным образом свидетельствующих о невозможности возмещения понесенных расходов за счет средств, поступивших в 2002-2003 гг. из федерального бюджета в бюджет Калининградской области в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности средств.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, на основании которых суд сделал вывод относительно фактических обстоятельств дела.
Между тем доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения расходов) у Управления (Минфина КО) отсутствует материально-правовое требование о взыскании из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилья. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области на Министерство финансов Калининградской области.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10 2005 по делу N А21-1325/05-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2006 г. N А21-1325/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника