Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2006 г. N А05-18610/2005-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В.,
рассмотрев 03.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение от 15.12.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18610/2005-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2.1 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 14.10.2005 N 13-24-1229/5541 о восстановлении суммы налога на добавленную стоимость за июнь 2005 года в размере 775 583 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что согласно положениям Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в состав лизинговых платежей входит как текущий, так и выкупной, покрывающий стоимость лизинга платеж, а следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный по таким платежам в части выкупной стоимости, подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия предмета лизинга на учет и полной оплаты стоимости данного предмета.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.07.2005 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 10 170 946 руб. налога на добавленную стоимость, в том числе налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам, уплаченным обществу с ограниченной ответственностью "Научлесдревпром", закрытому акционерному обществу "Дойче Лизинг Восток", обществу с ограниченной ответственностью "Райффайзен-Лизинг" и закрытому акционерному обществу "Балтийский лизинг" и обществу с ограниченной ответственность. "ВФС Восток",
По результатам камеральной проверки декларации инспекция приняла решение от 14.10.2005 N 13-24-1229/5541, пунктом 2.1 которого восстановила обществу к уплате в бюджет 775 583 руб. налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку за июнь 2005 года. В обоснование принятого решения инспекция указала, что поскольку лизинговый платеж состоит из лизинговых расходов по приобретению предмета лизинга (вознаграждения) и стоимости предмета лизинга (выкупная стоимость), налог на добавленную стоимость, уплаченный по лизинговым платежам в части выкупной стоимости, подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты его стоимости. Общество не согласилось с пунктом 2.1 решения инспекции от 14.10.2005 N 13-24-1229/5541, в связи с чем обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при приобретении товаров (работ, услуг) для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет этих основных средств и (или) нематериальных активов.
Таким образом, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, являются их производственное назначение, фактическое наличие, оплата и принятие на учет.
В кассационной жалобе инспекция ссылается на то, что лизинговый платеж включает в себя плату за аренду имущества и стоимость имущества, и, соответственно, правомерным является предъявление к вычету налога на добавленную стоимость только по той части лизингового платежа, которая является вознаграждением и платой за аренду, так как они сразу относятся на себестоимость. В остальной же части (выкупной стоимости) налог на добавленную стоимость подлежит включению в состав налогового вычета только после принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты стоимости данного предмета.
Заключение договоров лизинга, уплата лизинговых платежей, передача имущества в лизинг регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
В статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Статьей 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что лизинг - это вид инвестиционной-деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Таким образом, лизинговый платеж является единым платежом, производимым в рамках единого договора лизинга. Несмотря на то что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.
Следовательно, инспекция неправомерно выделила из суммы лизингового платежа часть, по которой не приняла к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный лизингодателю.
Судом установлено, что вычеты по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик заявлял в налоговых декларациях после оплаты выставленных согласно графику платежей счетов-фактур. Лизинговые платежи уплачивались налогоплательщиком своевременно и в полном объеме, то есть условия лизинговых договоров исполнялись обществом надлежащим образом. Производственное назначение предметов лизинга (автотранспортных средств) налоговым органом не оспаривается. Материалами дела также подтверждается, что имущество, приобретенное обществом по договорам лизинга, учтено заявителем на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" и счете 01 "Основные средства".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у инспекции оснований для принятия к вычету и восстановления обществу к уплате в бюджет 775 583 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе лизинговых платежей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.12.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18610/2005-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
В.В. Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2006 г. N А05-18610/2005-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника