Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 апреля 2006 г. N А42-2937/04-26
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" Романа А.И. (доверенность от 06.03.06 N 01-03/20),
рассмотрев 12.04.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.07.05 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.05 (судьи Лопато И.Б., Семиглазов В.А., Фокина Е.А.) по делу N А42-2937/04-26,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Мурманский морской рыбный порт" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (после реорганизации Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области; далее - Инспекция) от 20.01.05 N 35 в части отказа налогоплательщику в возмещении 172 055 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2003 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Скадар" (далее - ООО "Скадар").
Решением суда первой инстанции от 26.07.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.05, требования заявителя удовлетворены.
Суд кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с приватизацией Федерального государственного унитарного предприятия "Мурманский морской рыбный порт" произвел замену заявителя на его правопреемника - открытое акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт" (далее - Общество).
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая доводы жалобы несостоятельными, просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва.
Налоговый орган и ООО "Скадар", надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года, а также предусмотренные статьей 165 НК РФ документы. В декларации налогоплательщик заявил 308 162 руб. налоговых вычетов по НДС по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт.
Решением от 16.01.04 N 3 Инспекция возместила Обществу 136 107 руб. НДС и отказала в возмещении 172 055 руб. налога. Основанием для отказа в возмещении указанной суммы НДС послужили следующие обстоятельства.
Общество заключило с ООО "Скадар" договор от 25.12.01 N ФПФ-74/02 об оказании услуг по приему, хранению, выдаче и перевозке нефтепродуктов и дополнительное соглашение к нему от 31.12.02.
По условиям договора в период срока накопления танкерной партии (20 суток) плата за хранение нефтепродуктов не взимается. Плата взимается только за хранение нефтепродуктов сверх времени, отведенного на накопление танкерной партии.
Общество выставило ООО "Скадар" счета-фактуры от 18.03.03 N 70669, от 29.03.03 N 70888, от 17.04.03 N 71002 за услуги по хранению нефтепродуктов (163746, 068 тонно/суток). Согласно грузовой таможенной декларации на экспорт реализовано 16067,192 тонны нефтепродуктов.
Поскольку Общество рассчитывало стоимость услуг по хранению топлива в тонно/сутках, а стоимость услуг по сливу (перевалке) экспортируемых нефтепродуктов на танкеры в тоннах, то Инспекция не смогла установить соотношение услуг по хранению нефтепродуктов и реализации нефтепродуктов на экспорт.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворили требования Общества, указав, что оно подтвердило право на налоговые вычеты по операциям, связанным с хранением нефтепродуктов. Данные, приведенные в налоговой декларации за июнь 2003 года, соответствуют данным, указанным в грузовых таможенных декларациях, актах выполненных работ (услуг) и справках, представленных в материалы дела.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, перечисленных в подпункте 1 этой статьи, то есть товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, приведенных в статье 165 НК РФ. Это положение распространяется и на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, иные подобные работы (услуги) и работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
При этом в пункте 4 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
В данном случае Общество, являясь российской организацией, на основании имеющихся в материалах дела договоров осуществляло хранение и погрузку на танкеры экспортируемых нефтепродуктов, то есть выполняло предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы и услуги. Следовательно, для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, а также права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Инспекция не оспаривает представление Обществом в подтверждение права на применение ставки 0 процентов и возмещение налога на добавленную стоимость документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ.
Согласно статье 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 НК РФ, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов.
Причем, как указано в пункте 3 статьи 173 НК РФ и в пункте 4 статьи 176 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и при представлении в налоговые органы документов, приведенных в статье 165 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам {работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Из приказа от 27.12.02 N 765 "Об утверждении положения об учетной политике для целей налогообложения на 2003 год" видно, что Общество осуществляет раздельный учет затрат, аналогичный указанному в пункте 4 статьи 170 НК РФ.
Сумма налога на добавленную стоимость в размере 308 162 руб. заявлена Обществом к вычету с учетом удельного веса выручки за отгруженные на экспорт товары (выполненные работы, оказанные услуги) в общей сумме выручки.
На основании материалов дела суды установили, что Общество представило доказательства, подтверждающие, что время нахождения нефтепродуктов на хранении, количество поступивших и отгруженных на экспорт нефтепродуктов соответствуют данным, указанным заявителем в документах, представленных им в обоснование применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Довод Инспекции об оказании Обществом безвозмездных услуг по хранению нефтепродуктов не соответствует материалам дела. Договор на оказание услуг по приему, хранению, выдаче и перевозке нефтепродуктов от 25.12.01 N ФПФ-74/02, заключенный Обществом с ООО "Скадар", соответствует положениям статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Квалифицируя накопление танкерной партии как безвозмездное оказание услуг, налоговый орган не учел, что возмездное оказание услуг по хранению нефтепродуктов представляет собой длящийся процесс, включающий и период накопления танкерной партии. Представленные Обществом в материалы дела расчет затрат на переработку нефтепродуктов и справка о финансовом результате деятельности по переработке нефтепродуктов свидетельствуют об ошибочности выводов налогового органа, касающихся оказания Обществом услуг ООО "Скадар" по хранению нефтепродуктов на безвозмездной основе.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.07.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.05 по делу N А42-2937/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2006 г. N А42-2937/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника