Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 апреля 2006 г. N А05-17314/2005-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев 25.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2005 по делу N А05-17314/2005-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" (далее - школа) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 26.09.2005 N 25-19/575 в части начисления школе 43 812 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 15568 руб. пеней и 7 017 руб. налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2005 заявление школы удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции от 12.12.2005, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку соблюдения школой законодательства Российской Федерации о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 30.04.2004. По результатам проверки налоговый орган принял решение от 26.09.2005 N 25-19/575, согласно которому школа привлечена к ответственности, в том числе на основании части 1 статьи 123 НК РФ в виде взыскания 7 017 руб. штрафа за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) НДС за 3 квартал 2002 года, 1, 2 и 4 кварталы 2003 года, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Указанным решением заявителю начислено 43 812 руб. НДС и 15 568 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Проверкой установлено, что школа на основании договора аренды от 14.08.2000 N 1 арендует у муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 180 "Парусок" (далее - детский сад) нежилое помещение.
Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения в части доначисления НДС послужило, неправомерное, по мнению инспекции, неперечисление школой как налоговым агентом НДС с суммы арендной платы в проверяемый период.
Школа не согласилась с решением налогового органа по эпизоду, связанному с неправомерным не перечислением заявителем как налоговым агентом НДС с суммы арендной платы по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, и обжаловало его в этой части арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил требования заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, указано, что законодатель признал предоставление органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
Взимание налога на добавленную стоимость при предоставлении публичного имущества в аренду обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения, т.е. операции по реализации услуг, имеющие стоимостную характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Освобождение таких операций от налогообложения означало бы изъятие из общего правового режима, несовместимое с конституционными принципами экономической нейтральности налогов и признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном определении, при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) или оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации), исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации.
Таким образом, при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду федерального или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация, а не арендатор имущества.
Суд установил, что помещения, арендуемые заявителем на основании договора аренды от 14.08.2000 N 1, принадлежат детскому саду (арендодатель) на праве оперативного управления. Заявителю данные помещения переданы детским садом, а не собственником имуществом.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае плательщиком НДС с суммы арендной платы по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, является детский сад, а не школа. Суд правомерно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным решение Инспекции от 26.09.2005 N 25-19/575 в части начисления 43 812 руб. НДС, 15 568 руб. пеней 7 017 руб. налоговых санкций, как несоответствующее НК РФ.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2005 по делу N А05-17314/2005-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется налоговым агентом (арендатором имущества) отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Школа на основании договора арендует у муниципального учреждения нежилое помещение, находящее в муниципальной собственности. По мнению налогового органа, школа в данной ситуации является налоговым агентом и обязана исчислять и уплачивать НДС с суммы арендной платы.
Не согласившись с таким толкованием закона, школа обратилась в суд, который поддержал позицию заявителя.
Федеральный арбитражный суд, рассматривая кассационную жалобу налогового органа, установил, что помещения, арендуемые школой, принадлежат арендодателю на праве оперативного управления. Собственником данных помещений является муниципальное образование.
Конституционный суд РФ в Определении от 02.10.2003 г. N 384-О указал, что организации, владеющие муниципальным (государственным) имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и предоставляющие данное имущество в аренду, являются плательщиками НДС с сумм арендных платежей.
Следовательно, обязанность по исчислению и уплате НДС с суммы арендной платы по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности, лежит на муниципальном учреждении, а не на арендаторе данных помещений.
На основании изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2006 г. N А05-17314/2005-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника