Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2006 г. N А56-12263/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Власовой М.Г., Грачевой И.Л.,
при участии от общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" Хейфец М.С. (доверенность от 26.02.2006),
рассмотрев 27.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2005 (судья Новикова Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 (судьи Борисова Г.В., Семиглазов В.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-12263/2005,
установил:
Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Главного управления Федеральной регистрационной по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопреемник Государственного учреждения юстиции "Городское бюро регистрации прав на недвижимость", далее - Управление) от 20.12.2004 N 78-01-250/2004-455, N 78-01-250/2004-447, N 78-01-250/2004-463, N 78-01-250/2004-472 об отказе в регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, улица Лесная, 8, литеры А, Б, В и Д, и обязании Управления зарегистрировать право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости.
Решением от 19.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Организация просит отменить вынесенные по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация обратилась в Государственное учреждение юстиции "Городское бюро регистрации прав на недвижимость" (правопредшественник Управления) с заявлением о регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, поселок Солнечное, улица Лесная, 8, литеры А, Б, В и Д.
В подтверждение своего права собственности на спорные объекты недвижимости Организация представила в Управление решение исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 29.06.1987 N 476 "О проведении проектно-изыскательских работ на строительство санатория-профилактория Ленинградского правления Всероссийского общества глухих" и акт передачи объектов от 09.07.1987.
Управление письмом от 20.12.2004 уведомило Организацию об отказе в регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в связи с отсутствием документов, устанавливающих возникновение, прекращение и переход права собственности Организации на указанное недвижимое имущество. При этом Управление сослалось на абзац 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ Управления является незаконным и необоснованным, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что решение исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 29.06.1987 N 476 определенно не свидетельствует о передаче объектов государственной собственности в собственность Организации. Документы, представленные Организацией для регистрации права, не отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона N 122-ФЗ. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, действующий на момент принятия решения от 29.06.1987, не предусматривал такого основания приобретения права собственности как передача объектов с баланса на баланс. Суд указал, что наличие у заявителя права собственности на спорные объекты недвижимости подлежит признанию судом, тогда как Управлению такие права не предоставлены.
В кассационной жалобе Организация ссылается на неправильную оценку судами первой и апелляционной инстанций решения исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 29.06.1987 N 476. По мнению подателя жалобы, указанное решение подтверждает передачу недвижимого имущества в собственность Организации, что допускалось действовавшим в тот период времени законодательством.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Организации, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 6 решения исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 29.06.1987 N 476 Главному управлению народного образования предписано передать на баланс Ленинградскому правлению Всероссийского общества глухих (правопредшественник Организации) строения и сооружения с обслуживающим их участком в 5 гектаров в поселке Солнечное, улица Лесная, дома N 6, 8, 10 и 12.
Согласно статье 96 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в тот период, порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам государственных организаций, общественным организациям определяется законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР.
Такой порядок был определен Положением о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940 и постановлением Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 N 210.
Согласно пункту 7 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940, передача государственного имущества общественным организациям допускается с разрешения Совета Министров СССР или Совета Министров союзной республики в зависимости от подчиненности участвующего в передаче государственного органа.
В соответствии с пунктом 8 того же Положения государственное имущество передается общественным организациям за плату, если законодательством СССР не установлен иной порядок, а также за исключением объектов ранее приобретенных общественными организациями, а затем переданных ими безвозмездно государственным органам.
Пунктом 9 того же Положения установлен порядок расчетов за государственное имущество, переданное общественным организациям.
Постановление Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 N 210 содержит нормы, аналогичные указанным в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 N 940.
Таким образом, из приведенных нормативно-правовых положений следует, что передача государственного имущества в собственность общественной организации допускалась в 1987 году, по сути, только путем его купли-продажи и исключительно с разрешения соответствующего Совета Министров.
Решение исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 29.06.1987 N 476 не свидетельствует о передаче Организации государственного имущества именно в таком порядке, установленном действовавшим тогда законодательством.
При таких обстоятельствах указанное решение исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов не может служить правоустанавливающим документом, подтверждающим возникновение у организации права собственности на имущество.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 по делу N А56-12263/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
И.Л. Грачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2006 г. N А56-12263/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника