Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2006 г. N А05-17622/05-19
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2006.
Полный текст постановления изготовлен 18.05.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельскгеолдобыча" Боровых И.В. (доверенность от 05.04.2006 N 43), Дячкиной Н.А. (доверенность от 05.04.2006 N 42), Смирнова А.Е. (доверенность от 05.05.2006), Ильюшина И.Н. (доверенность от 05.05.2006),
рассмотрев 17.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2006 по делу N А05-17622/05-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельскгеолдобыча" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 27.07.2005 N 14-23/692-3342 и требования N 123630 об уплате налога по состоянию на 03.08.2005.
Решением суда от 10.01.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просили решение суда оставить без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Представители Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не служит препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция проверила в камеральном порядке уточненную декларацию N 2 по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года, согласно которой подлежащая вычету сумма налога составила 69 023 140 руб., в том числе сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых платежей, подлежащая вычету после реализации товаров - 4 655 руб. (т. 1; л.д. 22 - 28), а также подтверждающие заявленные налоговые вычеты документы, представленные налогоплательщиком 19.04.2005.
По итогам проверки Инспекцией составлен акт от 25.06.2005 N 14-23/869 и вынесено решение от 27.07.2005 N 14-23/692-3342 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении налоговый орган указал, что в декларации по НДС по ставке 0% за декабрь 2004 года налогоплательщиком отражена реализация товаров по указанной ставке на 44 737 146 руб. Согласно уточненной декларации N 2 по НДС за декабрь 2004 года выручка по реализации товаров на внутреннем рынке составила 116 076 018 руб. В связи с наличием в декабре 2004 года операций по реализации товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке Инспекция предложила Обществу разделить заявленные в указанном периоде налоговые вычеты по внутреннему и внешнему рынкам и доплатить 19 201 776 руб. НДС.
На основании названного решения Инспекция выставила Обществу требование N 123630 по состоянию на 03.08.2005 об уплате 19 201 776 руб. налога.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ), и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171 - 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
Таким образом, НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; НДС по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено еще одно условие в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ - представление в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0%, а также документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Таким образом, по товарам (работам, услугам), предназначенным для экспортных операций, "входной" НДС можно принять к вычету только при соблюдении всех перечисленных условий.
В данном случае налогоплательщик, заявив право на применение ставки 0% по экспортным оборотам, предъявил к вычетам НДС.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, которым предусмотрены дополнительные условия для налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. При этом данные условия возмещения НДС относится ко всем без исключения структурным составляющим, использованным для производства и реализации товаров в таможенном режиме экспорта: сырью, материалам, расходам на приобретение топлива, энергии, воды, транспортным услугам сторонних организаций и прочим общепроизводственным и общехозяйственным расходам организации (либо расходам на продажу).
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
При этом следует иметь в виду, что производить разграничение сумм НДС по расходам, относящимся к реализации товара как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, необходимо в любом случае. Принятая в организации методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Приложением N 2 к приказу от 29.12.2003 N 215 налогоплательщик утвердил учетную политику организации на 2004 год. Разделом 3 данного приложения предусмотрено, что "возмещение из бюджета предъявленного НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в отношении реализации продукции обществом на экспорт (по ставке 0%) и реализации продукции на территории Российской Федерации (по ставкам 18 и 10%) осуществляется в следующем порядке:
- к вычетам НДС по операциям, указанным в пункте 3 статьи 172 НК РФ по реализации продукции на экспорт, относится предъявленный поставщиками НДС, который непосредственно участвовал в процессе реализации экспортной продукции. Данный НДС отражается отдельной налоговой декларации по ставке 0%.
- вычет НДС в отношении приобретенных товаров (работ, услуг), которые участвовали в процессе изготовления и реализации продукции Обществом как на территории Российской Федерации, так и в режиме экспорта, осуществляется без распределения и отражается в составе налоговой декларации по реализации продукции (товаров, работ, услуг) на территории Российской Федерации (по ставкам 18 и 10%)".
Последний абзац данного приказа об учетной политике противоречит пункту 3 статьи 172 НК РФ, поскольку вычет НДС по приобретенным товарам, использованным в процессе изготовления продукции, реализованной в последствии в режиме экспорта, заявлен не по декларации по НДС по ставке 0% вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а по налоговой декларации по внутреннему рынку (по ставкам 18% и 10%). Следовательно, заявленный в отношении такой продукции вычет НДС как не подтвержденный в предусмотренном законодательством о налогах и сборах порядке является неправомерным.
При таких обстоятельствах правильным является вывод Инспекции о том, что налоговые вычеты по НДС, заявленные налогоплательщиком посредством указанного в приказе порядка раздельного учета, не основаны на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вывод суда о том, что оспоренное решение Инспекции является незаконным, поскольку, по мнению суда, налогоплательщик верно отразил сумму налоговых вычетов по материальным ресурсам, использованным в производстве товаров, реализованных впоследствии как на внутреннем рынке, так и на экспорт, противоречит нормам законодательства о налогах и сборах. При таких обстоятельствах судебный акт как основанный на неправильном применении судом норм материального права подлежит отмене.
Поскольку судом не рассмотрены иные фактические обстоятельства дела, в том числе правомерность применения Инспекцией метода исчисления суммы подлежащего вычету налога и правильность размера доначисленного к уплате в бюджет налога, то дело подлежит направлению в первую инстанцию суда на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2006 по делу N А05-17622/05-19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Архангельской области.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2006 г. N А05-17622/05-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника