Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2006 г. N А44-5983/2005-13
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Морозовой, Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 15.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11.01.2006 по делу N А44-5983/2005-13 (судья Бочарова Н.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с Общества охотников и рыболовов (далее - Общество) 850 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 11.01.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 11.01.2006 и удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда в пределах доводов жалобы проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за 1-й квартал 2005 года Инспекция направила Обществу требование от 11.05.2005 N 500 представить в пятидневный срок необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость за январь - март 2005 года.
В связи с непредставлением Обществом документов по требованию Инспекция составила акт от 14.06.2005 N 2.10-08/406 и вынесла решение от 07.07.2005 N 2.10.-08/495 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, выразившегося в непредставлении 17 документов по требованию налогового органа. Кроме того, пунктом 3.2.2 названного решения Общество отказано в возмещении 1 655 руб. налога на добавленную стоимость по налоговой декларации за 1-й квартал 2005 года.
Требование от 07.07.2005 N 233 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 18.07.2005 Общество не исполнило, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, правомерно отказал в удовлетворении заявленного Инспекцией требования, указав на то, что из решения 07.07.2005 N 2.10-08/495 невозможно установить, непредставление каких именно 17 документов вменено Обществу в вину.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 87 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы прямо предусмотрено статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
По смыслу указанных норм налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика не любые дополнительные сведения и документы, а только те, которыми подтверждается правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Для применения ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 НК РФ, также необходимо, чтобы в требовании Инспекции были указаны конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика (налогового агента).
В требовании от 11.05.2005 N 500 налоговый орган не указал, какие конкретно документы ему необходимы для проведения камеральной проверки: в содержащимся в требовании перечне названы не отдельные документы, а их группы, объеденные родовыми признаками. При этом необходимость представления всех перечисленных документов Инспекцией не обоснована.
В данном случае налоговый орган определял размер штрафа исходя из того, что у налогоплательщика есть истребуемые документы, не представив при этом доказательств их наличия у Общества. Кроме того, налоговым органом произведен расчет предъявленного к взысканию штрафа, исходя из количества позиций по затребованным документам (50 руб. х 17 = 850 руб.), то есть размер штрафа не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 11.01.2006 по делу N А44-5983/2005-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2006 г. N А44-5983/2005-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника