Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2006 г. N А56-34169/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стальконструкция" Ершовой Н.М. (доверенность от 24.01.2006) и Заднепровского М.Ю. (доверенность от 01.03.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Алексеевой Т.А. (доверенность от 11.01.2006 N 03/3),
рассмотрев 18.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2006 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А56-34169/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стальконструкция" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.07.2005 N 11/10391 и требования N 2694 об уплате налога недействительными в обязания уплатить 1 558 906,52 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 01.11.2005 суд удовлетворил заявление со ссылкой на то, что исправленные в ходе проверки декларации по НДС за март 2005 года счета-фактуры являются основанием для применения налоговых вычетов в соответствии со статьями 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в том налоговом периоде, когда они были оплачены Обществом.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 30.01.2006 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, при вынесении обжалуемых судебных актов неправильно применена статья 169 НК РФ и истолкованы статьи 171-172 НК РФ, поскольку в силу названных норм и пункта 3 статьи 168 НК РФ заявитель имеет право применить налоговый вычет в том налоговом периоде, когда устранены ошибки и счета-фактуры можно регистрировать в книге покупок. При этом податель жалобы считает, что внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления, с которой и возникает право на вычет НДС по исправленному документу, а замена неправильно составленных счетов-фактур законодательством не предусмотрена. Кроме того, Инспекция указывает на то, что в нарушение пункта 2 статьи 153 НК РФ в декларации за март 2005 года Общество не отразило выручку по пяти счетам-фактурам, выставленным им с выделением сумм НДС, а вывод суда о том. что в заявитель является посредником между поставщиком услуг и потребителем не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем, "не распространяется освобождение от налогообложения на реализацию услуг (товаров, работ), оказываемых на основании договоров поручения, комиссии"
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 06.07.2005 N 11-12/420 в ходе проверки декларации Общества по НДС за март 2005 года и документов, представленных для подтверждения права на вычет 8 081 251 руб. и возмещение 1 365 141 руб. НДС, Инспекция выявила ряд счетов-фактур, составленных с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ (отсутствие адреса покупателя, КПП продавца и покупателя, номера и даты платежного документа либо указаны другие платежные документы), и нарушение пункта 1 статьи 172 НК РФ, поскольку по двум счетам-фактурам не представлены документы, подтверждающие уплату НДС. На этом основании налоговый орган признал неправомерным применение налоговых вычетов на сумму 1 662 614,98 руб., что привело к неуплате этой суммы налога за март 2005 года.
Общество представило в налоговый орган возражения к акту проверки (листы дела 39-40) с приложением исправленных счетов-фактур, выставленных с учетом 1 559 376,71 руб. НДС, и платежных документов.
Принятым по результатам рассмотрения материалов проверки решением от 20.07.2005 N 11/10391 Инспекция приняла возражения налогоплательщика в части документов, подтверждающих уплату 1 050 021,4 руб. НДС; отклонила исправленные счета-фактуры со ссылкой на то, что они должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления, и предложила Обществу уплатить 1 559 723 руб. НДС, освободив его от налоговой ответственности в порядке статьи 109 НК РФ. Кроме того, названным решением налогоплательщику дополнительно вменено в вину нарушение пункта 2 статьи 153 НК РФ в связи с тем, что в декларации по НДС за март 2005 года не отражена выручка, "полученная за услуги по отведению сточных вод от использования питьевой воды" на основании пяти счетов-фактур, выставленных "субабонентам с выделенными суммами НДС", которые в книге продаж не выделены.
На основании этого решения Инспекция направила Обществу требование от 25.07.2005 N 2694 об уплате 1 559 723 руб. НДС в срок до 04.08.2005.
Кассационная коллегия считает, что данные ненормативные акты налогового органа правомерно признаны в судебном порядке недействительными.
Из пункта 1 статьи 172 НК РФ, определяющей порядок применения налоговых вычетов, следует, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Положения названной нормы консолидируются с пунктом 1 статьи 169 НК РФ, согласно которому счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ. При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В связи с этим в пункте 5 статьи 169 НК РФ определен перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов и сведений, а согласно пункту 6 данной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что в ходе камеральной проверки декларации по НДС за март 2005 года и до принятия решения по ее результатам Общество представило в налоговый орган исправленные счета-фактуры, которые содержат все предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ сведения и подписаны в порядке, установленном пунктом 6 этой статьи.
При таких обстоятельствах и Инспекции отсутствовали законные основания для отказа в вычете оспариваемой суммы НДС по налоговой декларации за март 2005 года, так как согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом, а названная норма и статья 168 НК РФ, устанавливающие порядок выставления счета-фактуры, не лишает налогоплательщика права исправить или заменить неправильно составленный продавцом счет-фактуру.
Следует также отметить, что в налоговой декларации за март 2005 года Общество предъявило к вычету 8 081 251 руб., а к возмещению - 1 365 141 руб. НДС, поэтому в силу пунктов 1-2 статьи 173 НК РФ у Инспекции отсутствовали основания для начисления оспариваемым решением к уплате 1 559 723 руб. налога, фактически уплаченных налогоплательщиком, но не принятых налоговым органом к вычету.
Не основаны на нормах Налогового кодекса РФ и противоречивы доводы Инспекции в части выручки, "полученной за услуги по отведению сточных вод от использования питьевой воды" на основании пяти счетов-фактур, выставленных "субабонентам с выделенными суммами НДС", которые в книге продаж не выделены. Налоговый орган не оспаривает, что Общество не оказывало услуг "по отведению сточных вод от использования питьевой воды", а получило вознаграждение за посреднические услуги, сумма которого включена в налоговую базу, и выставляло счета-фактуры "субабонентам с выделенными суммами НДС" При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали основания считать средства, поступившие на счет Общества по указанным счетам-фактурам его выручкой, на что правомерно указал суд, ссылаясь на положения статьи 156 НК РФ. Несостоятельна и ссылка налогового органа на статью 149 НК РФ, в которой определены операции, освобожденные от налогообложения, поскольку в выставленных Обществом счетах-фактурах указаны суммы НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2006 по делу N А56-34169/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2006 г. N А56-34169/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника