Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 мая 2006 г. N А26-8870/2005-23
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Мунтян Л.Б., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Чекшиной О.Г. (доверенность от 10.01.2006 N 21.1-13/15), от муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 35 "Кораблик" Морозовой Т.А. (доверенность от 01.05.2006),
рассмотрев 22.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2005 по делу N А26-8870/2005-23 (судья Одинцова М.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 35 "Кораблик" (далее - детский сад) 126 107 руб. 97 коп., а при невозможности взыскания с указанного лиц - с собственника имущества и учредителя - администрации города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 30.11.2005 в удовлетворении заявленного инспекцией требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 30.11.2005 и удовлетворить заявленное ею требование, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку детский сад имеет только бюджетные счета, инспекция считает, что в данном случае возможно судебное взыскание налогов и пеней.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в связи с наличием недоимки по единому социальному налогу (далее - ЕСН) инспекцией вынесено требование от 04.04.2005 N 5742 об уплате налога в срок до 11.04.2005. В связи с неисполнением указанного требования и на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) инспекция приняла решение от 13.04.2005 N 2996 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
В связи с отсутствием счетов в банках для выставления инкассовых поручений инспекция приняла решение от 20.04.2005 N 697 о взыскании налога и пеней за счет имущества организации.
Указанное решение не исполнено в связи с отсутствием у детского сада имущества.
Названное обстоятельство послужило основанием для обращения инспекции с заявлением о взыскании пеней в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал инспекции в удовлетворении заявленного требования со ссылкой на отсутствие у заявителя оснований для взыскания с детского сада налога и пеней в судебном порядке.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Подпунктом 9 пункта 31" следует читать "Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31"
Подпунктом 9 пункта 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В связи с чем требование о взыскании налога и пеней с Администрации необоснованно.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления о банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Вместе с тем в абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Налоговым органом не произведено взыскание задолженности по пеням в бесспорном порядке, поскольку у детского сада отсутствуют собственное имущество, расчетные счета в банках и финансирование осуществляется через бюджетный расчетный счет централизованной бухгалтерии и Администрации, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа во взыскании с детского сада недоимки и пеней, начисленных инспекцией за нарушение срока уплаты ЕСН за октябрь, ноябрь и декабрь 2004 года.
В связи с тем, что суд не установил, имеется ли у детского сада недоимка по уплате налога и каков размер задолженности по налогу и пеням, решение от 30.11.2005 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить соблюдение инспекцией досудебного порядка урегулирования спора - направления требования об уплате налога и пеней налогоплательщику, соблюдение срока на обращение в суд, установленного статьей 70 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ, провести сверку расчетов и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2005 по делу N А26-8870/2005-23 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2006 г. N А26-8870/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника