Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2006 г. N А05-20868/05-31
Резолютивная часть постановления оглашена 07.06.2006.
Полный текст постановления изготовлен 13.06.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Поспелова С.М. (доверенность от 05.01.2006), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Кудрявина B.C. (доверенность от 05.12.2005 N 0307/58181), Тарасова А.С. (доверенность от 28.12.2005 N 0397/64063),
рассмотрев 07.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2006 по делу N А05-20868/05-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельский траловый флот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 24.11.2005 N 14-23/1433-6784 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования от 30.11.2005 N 158151 об уплате налога.
Решением суда от 10.02.2006 заявление общества удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно применило льготную налоговую ставку по налогу на прибыль за первое полугодие 2005 года, поскольку оно не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил судебный акт оставить без изменения, а жалобу инспекции - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 02.09.2005 представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2005 года, в которой отразило сумму исчисленного налога на прибыль - 0 руб.
По итогам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом вынесено решение от 24.11.2005 N 14-23/1433-6784 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 29 568 030 руб. налога на прибыль, в том числе 14 784 015 руб. налога за первое полугодие 2005 года.
На основании названного решения налоговый орган направил обществу требование N 158151 об уплате налога по состоянию на 30.11.2005.
Общество не согласилось с решением и требованием инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что общество имеет право на применение спорной льготы по налогу на прибыль, поскольку добыча и реализация им рыбы в спорном периоде составила свыше 70% от общего объема выручки. Кроме того, суд указал, что вылов рыбы и других биологических ресурсов отнесен к классу продукции животноводства, поэтому реализация рыбной продукции является деятельностью по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, доход от которой освобождается от обложения налогом на прибыль.
Кассационная инстанция считает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно - правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" абзац третий статьи 2 Федерального закона N 110-ФЗ изложен в следующей редакции:
"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года".
Кроме того, Федеральный закон N 110-ФЗ дополнен статьей 2.1 следующего содержания:
"Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2005 годах - 0%;
в 2006 - 2008 годах - 6%;
в 2009 - 2011 годах - 12%;
в 2012 - 2014 годах - 18%;
начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ".
Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
В указанном пункте в число сельскохозяйственных товаропроизводителей включены производители сельскохозяйственной продукции, однако данная норма не раскрывает понятия "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию".
Поэтому исходя из пункта 1 статьи 11 НК РФ и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольнокрупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных".
Кассационная инстанция считает необоснованной ссылку суда на положения статьи 1 Федерального закона от 14.07.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства", неправильное его применение к отношениям по уплате налога на прибыль в 2005 году. Указанный Закон утратил силу с 01.01.2005 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
Из изложенного следует, что общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не является сельскохозяйственным производителем, имеющим право на применение им в 2005 году ставки 0% по налогу на прибыль.
Таким образом, обжалуемое решение суда не соответствует нормам материального права, а следовательно, оно подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.2006 по делу N А05-20868/05-31 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А05-20868/05-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника