Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2006 г. N А05-8134/2005-16
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
рассмотрев 07.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2005 по делу N А05-8134/2005-16 (судья Искусов В.Ф.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атташе" (далее - ООО "Атташе") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) и Агентству лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Агентство) с иском (с учетом его уточнения) об обязании ответчиков возвратить ошибочно перечисленные в 2004 году денежные средства в виде платежей за пользование лесным фондом в размере 78 528 руб. 30 коп., поступивших в федеральный бюджет, и 41 303 руб. 70 коп., поступивших в областной бюджет, а также взыскать 4 098 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области (далее - Управление казначейства) и Департамент финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ленское муниципальное унитарное производственное предприятие жилкомхоза (далее - Ленское МУП).
Решением от 28.11.2005 суд обязал произвести возврат истцу ошибочно уплаченных им денежных средств: Инспекцию - 78 528 руб. 30 коп. из федерального бюджета, а Агентство - 41 303 руб. 70 коп. из бюджета субъекта Российской Федерации; в удовлетворении иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части обязания ее возвратить из федерального бюджета 78 528 руб. 30 коп. Податель жалобы указывает на то, что поскольку платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, закреплены за новым администратором - Федеральным агентством лесного хозяйства, то именно Агентство вправе принять решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей; Инспекция на сегодняшний день не имеет возможности произвести возврат по излишне уплаченным в 2004 году налогам, так как на момент вынесения арбитражным судом решения она не являлась администратором платежей за пользование лесным фондом.
В отзывах на кассационную жалобу Агентство и ООО "Атташе" просят оставить решение без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, содержащихся в жалобе.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями дополнительного соглашения к договору от 30.12.2004, заключенному между Ленским МУП и ООО "Атташе", истец платежными поручениями от 31.12.2004 N 321 и 328 провел два безналичных платежа, перечислив 78 528 руб. 30 коп. в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и 41 303 руб. 70 коп. в бюджет субъекта Российской Федерации в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
Платеж осуществлен ООО "Атташе" по реквизитам для уплаты платежей за пользование лесным фондом за Ленское МУП по поручению последнего.
Ленское МУП обратилось в Инспекцию с ходатайством о зачете обязательных платежей, произведенных ООО "Атташе" за него.
Однако в соответствии с налоговым законодательством исполнение обязанности по уплате налога возложено непосредственно на налогоплательщика и должно быть осуществлено им от собственного имени и за счет собственных средств. Поэтому Инспекция письмом от 04.03.2005 N 01-06/3018 отказала Ленскому МУП в проведении зачета, поскольку он противоречил действующему законодательству.
Учитывая это, ООО "Атташе" обратилось в Инспекцию, Управление казначейства и Агентство с запросами о возврате ошибочно перечисленных сумм платежей.
Ответчики в судебном заседании первой инстанции и в своих отзывах подтвердили факт ошибочного перечисления ООО "Атташе" денежных средств на общую сумму 119 832 руб.
В то же время между Инспекцией и Агентством имеется спор о том, какой именно орган должен принять решение о возврате ошибочно уплаченных платежей по налогам за пользование лесным фондом.
Суд пришел к выводу о том, что возврат истцу 78 528 руб. 30 коп., ошибочно перечисленных в доход федерального бюджета, должна произвести Инспекция, а возврат 41 303 руб. 70 коп., перечисленных в бюджет субъекта Российской Федерации, - Агентство.
Инспекция обжалует решение суда в части возложения на нее обязательств по возврату из федерального бюджета 78 528 руб. 30 коп. В остальной части решение суда сторонами не оспорено.
Кассационная инстанция считает, что жалобу Инспекции следует удовлетворить, а решение суда - изменить в части возложения на Инспекцию обязательства по возвращению истцу ошибочно перечисленных денежных средств за пользование лесным фондом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также частью 1 статьи 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и приложением N 1 к нему. Таким образом, за Федеральным агентством лесного хозяйства закреплены как источник дохода бюджета Российской Федерации все платежи за пользование лесным фондом. При этом не имеет значение, являются ли эти платежи налоговыми или относятся к доходам от собственности.
На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания) и от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден "Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок). В приложении N 11 к Указаниям также Федеральное агентство лесного хозяйства названо главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по коду бюджетной классификации, на который налоговым органом зачислены средства 000 "Атташе", а пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам; при этом в платежных документах указывается дата и номер решения администратора о возврате поступления.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2005 N 02-05-03/2221 "Об администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" указано, что возврат платежей, относящихся к периоду исполнения функций администрирования (до 01.01.2005 исполнения функций начисления и контроля) по доходному источнику иным органом государственной власти, осуществляется вновь утвержденным в качестве администратора органом государственной власти.
Поскольку Инспекция с 01.01.2005 не является администратором средств, излишне уплаченных в федеральный бюджет заявителем, в письме от 01.06.2005 она правомерно отказала ООО "Атташе" в удовлетворении заявления и разъяснила порядок возврата излишне внесенных платежей в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, действующий с 01.01.2005, предложив ООО "Атташе" обратиться с заявлением в Агентство.
Именно Агентство на основании статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" обязано возвратить ООО "Атташе" ошибочно уплаченные в федеральный бюджет денежные средства.
Кроме того, в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 N 21-3-05/8@ платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, с 01.01.2005 закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства, поэтому начиная с 01.01.2005 расчеты плательщиков по указанным платежам (в том числе за периоды прошлых лет, включая уточненные расчеты) представляются непосредственно в орган, администрирующий указанные платежи. Карточки лицевых счетов по указанным платежам подлежат закрытию в налоговых органах по состоянию на 01.01.2005. Содержащаяся в карточках информация не используется при формировании статистической отчетности Федеральной налоговой службы. Налоговым органам поручается вывести сальдо расчетов плательщиков с бюджетом по указанным платежам по состоянию на 01.01.2005 и передавать данную информацию (с указанием периодов, за которые в налоговом органе имеется информация о начисленных и поступивших суммах платежей по соответствующим плательщикам) соответствующим администраторам доходов в случае их обращения в налоговые органы.
Изложенный Агентством в отзыве на кассационную жалобу довод о том, что законодательно не определен порядок передачи сальдо расчетов плательщиков в федеральный бюджет по состоянию на 01.01.2005, несостоятелен. Агентство .не доказало, что обращалось в налоговый орган за информацией об уплате истцом платежей и она не была ему предоставлена. Несогласованность действий государственных органов в области исполнения бюджетного законодательства не должна приводить к нарушению прав лица, ошибочно уплатившего средства в бюджет.
При таких обстоятельствах суду следовало возложить обязанность по возврату 78 528 руб. 30 коп. из федерального бюджета на Агентство как на государственный орган, который на день принятия судом решения был уполномочен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" это делать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2005 по делу N А05-8134/2005-16 изменить в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Атташе" 78 528 руб. 30 коп.
Обязать Агентство лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Атташе" из федерального бюджета 78528 руб. 30 коп. ошибочно уплаченных в федеральный бюджет.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А05-8134/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника