Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 12354/06 настоящее постановление отменено.
Дело направлено на новое рассмотрение
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2006 г. N А52-53/2006/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Великолукские ткани" Главнова М.Ю. (доверенность от 02.06.06), Осипова Л.Е. (доверенность от 13.06.06 N 38), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области Тихонова К.Э. (доверенность от 13.01.06),
рассмотрев 14.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.02.06 по делу N А52-53/2006/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Великолукские ткани" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 3 и 5 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области (далее - Инспекция) от 20.12.05 N 13-15/5620.
Решением суда от 21.02.06 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. Податель жалобы ссылается на то, что на представленных Обществом грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) имеется отметка таможенного органа "Условный выпуск" и указан тип декларации "ЭК 51", который согласно Классификатору таможенных режимов, утвержденному приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 23.08.02 N 900 (далее - Классификатор таможенных режимов), соответствует экономическому таможенному режиму "переработка на таможенной территории". По мнению налогового органа, Общество фактически вывезло товары в таможенном режиме переработки на таможенной территории, которым в силу пункта 2 статьи 151, подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусматривается освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), поэтому применение им налоговой ставки 0 процентов необоснованно.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2005 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В ходе камеральной проверки декларации налоговый орган установил, что в представленных налогоплательщиком ГТД (тип декларации "ЭК 51") имеется отметка таможенного органа "Условный выпуск". Код таможенного режима 51 в соответствии с Классификатором таможенных режимов устанавливается для таможенного режима "переработка на таможенной территории". Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Инспекцией решения от 20.12.05 N 13-15/5620 об отказе Обществу в применении ставки 0 процентов и 382 765 руб. налоговых вычетов, заявленных в декларации за август 2005 года, поскольку товары вывезены в режиме переработки на таможенной территории, а следовательно, налогоплательщик не освобожден от уплаты НДС.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на то, что он выполнил установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации условия для применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в связи с чем решение налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда не соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании заключенного с ООО "Лен-Холдинг" (Украина) контракта от 23.01.05 N 01-01/2005 Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (пряжу беленую очестковую льняную) в таможенном режиме переработки.
В соответствии с условиями контракта от 12.10.04 N 380/12090132/00005, заключенного с иностранной фирмой "Telene casa SPA" (Италия), Общество вывезло товары (продукты переработки - ткань льняная и полотенца) за пределы территории Российской Федерации.
На ГТД типа "ЭК 51", представленных заявителем в подтверждение факта экспорта, имеется отметка таможенного органа "Условный выпуск".
Статьей 155 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в целях таможенного регулирования установлены основные таможенные режимы, к которым относится и экспорт, и экономические таможенные режимы, в число которых входит переработка на таможенной территории.
В соответствии со статьей 165 ТК РФ экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Согласно статье 173 ТК РФ переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
Статьей 185 ТК РФ предусмотрено, что не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Таможенный режим переработки на таможенной территории может быть завершен выпуском для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки или их помещением под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации. При выпуске для свободного обращения ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки уплачиваются суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввезенные товары были заявлены к выпуску для свободного обращения в день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а также проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что Общество, реализовав предоставленное ему статьей 156 ТК РФ право выбирать в любое время любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, ввезло товары в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в этом же режиме вывезло переработанные товары, что подтверждается оформлением ГТД типа "ЭК 51".
В соответствии с пунктами 19 и 21 Инструкции "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.08.03 N 915, при заполнении ГТД на товары, в отношении которых завершены действия таможенного режима переработки на таможенной территории, в первом подразделе графы "Тип декларации" необходимо проставить символы "ЭК", а во втором подразделе этой графы - код таможенного режима по классификатору таможенных режимов.
Согласно Классификатору таможенных режимов код 51 соответствует таможенному режиму переработки на таможенной территории.
Следовательно, представленные Обществом документы (ГТД) свидетельствуют о том, что товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме переработки на таможенной территории, а не в режиме экспорта.
Доказательств изменения таможенного режима и выпуска товаров для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин и налогов заявитель не представил.
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации предусмотрены статьей 151 НК РФ, в которой указано, что НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:
1) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается.
Указанный в этом подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны;
2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
3) при вывозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, налог не уплачивается;
4) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 151 НК РФ таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что при вывозе с территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, налогоплательщик не освобождается от уплаты НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. При этом положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Из представленных в материалы дела документов видно, что заявитель применил ставку 0 процентов не к стоимости работ (услуг) по переработке товаров, а к стоимости переработанных на таможенной территории товаров, что не предусмотрено пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.01.05 N 41-О указал, что "поскольку пункт 1 статьи 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, то есть налоговую льготу, его положения не подлежат расширительному толкованию".
Следовательно, вывод суда о том, что Общество правомерно исчислило НДС по ставке 0 процентов при реализации товаров, фактически вывезенных в ином по сравнению с указанными в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 151 НК РФ таможенном режиме, противоречит нормам налогового законодательства.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение суда от 21.02.06 подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.02.06 по делу N А52-53/2006/2 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Великолукские ткани" в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1, 3 и 5 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Псковской области от 20.12.05 N 13-15/5620 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Великолукские ткани" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2006 г. N А52-53/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2007 г. N 12141/06 настоящее постановление отменено