Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 июня 2006 г. N А56-25229/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2006 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 26.06.2006.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Артис" Бердашкова А.В. (доверенность от 01.01.2006 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Бычковой С.В. (доверенность от 09.02.2006 N 18/2988), Сердюкова М.В. (доверенность от 09.02.2006 N 18/2985),
рассмотрев 21.06.2006 и 26.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2005 (судья Демина И.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2006 (судьи Будылева М.В., Лопато И.Б., Протас Н.И.) по делу N А56-25229/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Артис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; т. 1, л.д. 110), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 06.05.2005 N 10/45 как не соответствующего нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и об обязании инспекции возместить заявителю путем возврата на его расчетный счет 3 013 446 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по импорту товаров за январь 2005 года.
Решением суда от 19.12.2005 требования общества удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2006 решение суда изменено: суд обязал инспекцию возместить обществу 3 013 446 руб., из них: 2 996 577 руб. 56 коп. - путем возврата на расчетный счет заявителя, 16 868 руб. 44 коп. - путем зачета в счет имеющейся недоимки организации перед федеральным бюджетом. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на неисследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не имеет права на возмещение НДС из бюджета, поскольку в его действиях усматриваются признаки недобросовестности: общество не находится по зарегистрированному адресу постоянно действующего органа; аренда помещения по месту регистрации юридического лица опровергается материалами дела; в представленных обществом счетах-фактурах указана недостоверная информация о его адресе; приобретатель импортных товаров - ООО "Мидос" оплачивает их исключительно в размере, необходимом для оплаты НДС на таможне; дебиторская задолженность ООО "Мидос" перед заявителем и кредиторская задолженность перед иностранными поставщиками непрерывно растет и мер по их уменьшению заявителем не принимается; генеральный директор ООО "Мидос" дал показания о том, что не имеет никакого отношения к деятельности организации; условиями договора не предусмотрены штрафные санкции и не определен момент перехода права собственности; общество не принимает мер по истребованию задолженности с ООО "Мидос" и продолжает отгружать в его адрес товары; до августа 2004 года общество представляло в налоговый орган нулевую отчетность, а далее стало предъявлять к вычету крупные суммы налога (август 2004 года - 510 692 руб.; сентябрь 2004 года - 1 665 906 руб.; октябрь 2004 года - 3 736 795 руб.; ноябрь 2004 года - 1 854 356 руб.; декабрь 2004 года - 3 961 148 руб.; январь 2005 года - 3 013 446 руб.); за весь период своей деятельности общество не уплачивало НДС в бюджет; оно не имеет собственных складских помещений; заключенные сделки являются нерентабельными. Названные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о том, что общество осуществляет деятельность не с целью получения прибыли от продажи товаров, а с целью неправомерного получения права на возмещение НДС из бюджета.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании, состоявшемся 21.06.2006, объявлен перерыв до 26.06.2006 до 12 час. 15 мин. В указанное время судебное заседание продолжено.
Представители сторон в заседаниях суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные соответственно в жалобе и в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом 15.03.2005 декларации по НДС за январь 2005 года, в которой им заявлено к возмещению из бюджета 3 860 036 руб. налога.
По итогам проверки налоговый орган вынес решение от 06.05.2005 N 10/45 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислил ему 846 590 руб. НДС, начислил 26 938 руб. 50 коп. пеней по этому налогу и наложил 169 318 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. Названным решением обществу отказано в применении 3 860 036 руб. налоговых вычетов по НДС, уплаченных им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за январь 2005 года.
Основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов послужил вывод инспекции о том, что деятельность общества направлена лишь на получение денежных средств из бюджета.
Общество, посчитав решение налогового органа незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций признали необоснованным вывод инспекции о недобросовестности налогоплательщика и удовлетворили требования заявителя, признав, что налоговым органом не доказано нарушение обществом положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за налоговый период, на налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные им на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что указанные товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, или для перепродажи и у налогоплательщика имеются документы, подтверждающие уплату сумм налога на таможне, а также принятие товаров на учет.
Из указанных норм следует, что налогоплательщик, импортировавший товары на территорию Российской Федерации, для обоснования права на вычет и возмещение сумм НДС, уплаченных третьими лицами при оформлении выпуска этих товаров в свободное обращение, должен представить документы, подтверждающие не только факт уплаты таможенных платежей и в их составе сумм НДС, но и доказательства реально понесенных этим налогоплательщиком затрат на оплату сумм налога. Следовательно, налогоплательщик, претендующий на налоговые вычеты, обязан представить налоговому органу документы, свидетельствующие о реальном несении им затрат на оплату сумм налога, перечисленных третьими лицами, покупателями товара.
Судами установлено, что условия, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика, осуществившего ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, на налоговые вычеты, обществом исполнены. Общество при ввозе товара в порядке импорта произвело оплату НДС за счет собственных средств путем перечисления их со своего расчетного счета в суммах, отраженных в представленной налоговой декларации, приобретенные товары приняты им в установленном порядке на учет и реализованы покупателю. Данные выводы судов подтверждаются материалами дела и не опровергаются доводами налогового органа, изложенными в кассационной инстанции. При таких обстоятельствах у кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют основания для переоценки установленных судами фактических обстоятельств дела.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 11.11.2004 N С5-7/уз-1355 проинформировал арбитражные суды о правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации: при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих НДС к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Во всех подобных случаях налоговые органы и арбитражные суды вправе удостовериться в наличии или отсутствии злоупотребления правом. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.11.2004 N 324-О также отметил, что в том случае если налогоплательщик не несет реальных затрат на оплату начисленных поставщиком сумм НДС, то есть если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем, то право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено.
Судами дана оценка доводу инспекции о недобросовестности налогоплательщика по каждому из заявленных оснований и сделан вывод о том, что налоговый орган не доказал, каким образом приведенные им в обоснование своей позиции обстоятельства в силу норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации влияют на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещения НДС из бюджета, связанного с фактической уплатой им данного налога при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации. Такие обстоятельства не приведены налоговым органом и кассационной жалобе.
Так, довод жалобы инспекции о том, что в представленных Обществом счетах-фактурах указаны недостоверные сведения об адресе местонахождения заявителя, является несостоятельным. Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в документах указан адрес арендуемого им в проверяемый период помещения по договору аренды от 24.11.2003, заключенному с ООО "Невалайн",
Необоснованным является и довод налогового органа о наличии у общества растущей дебиторской и кредиторской задолженностей. Как установлено судами, общество осуществляет расчеты со своими контрагентами и дебиторская задолженность ими погашается. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности инспекцией не проведен.
Показания генерального директора ООО "Мидос" о том, что он не имеет никакого отношения к деятельности организации, противоречат имеющимся в материалах дела документам. Так, Хазанский М.А., являясь учредителем ООО "Мидос", возложил ведение хозяйственно-финансовой деятельности организации на Петулько С.В. Последний выполнял свои обязанности на основании доверенности от 01.06.2004 (т. 2, л.д. 49 - 52).
Представленные заявителем документы (счета-фактуры, договоры, платежные поручения) свидетельствуют о фактическом совершении сделок, которые являются экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на извлечение дохода.
Инспекция не представила в ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных для налогового вычета документов или о недобросовестности общества как налогоплательщика.
Поскольку суды всесторонне, полно и объективно исследовали и оценили в отдельности и в совокупности каждое из обстоятельства, связанные с деятельностью общества и предъявлением им к возмещению из бюджета сумм НДС, а также имеющиеся в деле доказательства, то принятые судебные акты законны и обоснованны. Заявитель подтверждает правомерность возмещения из бюджета 16 868 руб. 44 коп. НДС путем зачета в счет имеющейся задолженности перед федеральным бюджетом. При таких обстоятельствах судебный акт апелляционной инстанции, изменивший в этой части решение суда, как соответствующий нормам законодательства о налогах и сборах и обстоятельствам дела подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2006 по делу N А56-25229/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2006 г. N А56-25229/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника