Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июня 2006 г. N А56-49975/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Неклюдова СМ. (доверенность от 03.04.2006 N 04-04/9467),
рассмотрев 21.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2006 по делу N А56-49975/2005 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русская Балтика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 15.09.2005 N 16-07/23775 в части привлечения общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 1 500 руб. штрафа за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год и на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ - 600 руб. штрафа за неполную уплату транспортного налога за 2004 год; уплаты 114 000 руб. транспортного налога (в том числе 3 000 руб. за 2004 год, 111 000 руб. за 2005 год).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество уточнило заявленные требования и просило признать решение инспекции от 15.09.2005 N 16-07/23775 не соответствующим закону в части привлечения его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 1 500 руб. штрафа за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год и на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ - 600 руб. штрафа за неполную уплату транспортного налога за 2004 год; предложения обществу уплатить 114 000 руб. транспортного налога (в том числе 3 000 руб. за 2004 год, 111 000 руб. за 2005 год).
Решением суда от 14.02.2006 решение инспекции от 15.09.2005 N 16-07/23775 признано недействительным в части доначисления транспортного налога за 2004 - 2005 годы, привлечения к налоговой ответственности за неуплату транспортного налога и за непредставление декларации по данному налогу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 14.02.2006. По мнению подателя жалобы, поскольку выручка общества от осуществления грузовых и пассажирских перевозок во втором полугодии 2004 года составила 0,61%, а в первом полугодии 2005 года - 0,41%, то данный вид деятельности (по договорам фрахта) для общества не является основным. Таким образом, общество как собственник транспортных средств должно было исчислить и уплатить в бюджет транспортный налог за 2004 год, а также уплатить авансовые платежи по транспортному налогу за 2005 год.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция с 03.08.2005 по 05.08.2005 провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах в период с 23.08.2004 по 30.06.2005, о чем составлен акт от 19.08.2005 N 16-07/100.
В ходе проверки уплаты обществом транспортного налога инспекция установила, что в проверяемый период осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок не было основным видом деятельности общества, что отражено в пункте 2.4.1 акта от 19.08.2005 N 16-07/100.
Общество представило возражения по акту проверки, которые инспекция приняла в части необоснованного начисления 93 000 руб. авансовых платежей по транспортному налогу за 2005 год по сроку уплаты 20.04.2005.
На основании акта проверки инспекция приняла решение от 15.09.2005 N 16-07/23775 о привлечении общества к налоговой ответственности. Обществу начислено 32 289 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также предложено уплатить 2 250 руб. штрафа (в том числе 1 500 руб. на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, 600 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и 150 руб. на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ), 114 000 руб. транспортного налога (в том числе 3 000 руб. за 2004 год и 111 000 руб. за 2005 год) и 708 руб. пеней (в том числе 403 руб. по НДС и 305 руб. по транспортному налогу).
В требовании N 9124 по состоянию на 15.09.2005 обществу предложено в срок до 26.09.2005 добровольно уплатить налоги и пени. Общество обжаловало решение инспекции в судебном порядке.
Решением от 14.02.2006 суд удовлетворил требования общества, указав, что поскольку осуществление пассажирских перевозок является основным видом деятельности общества, носит сезонный характер и законом не определены соотношения объемов выручки от осуществления различных видов деятельности, то довод налогового органа о несопоставимости объемов оказанных услуг не может быть принят.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Судом установлено, что обществу на праве собственности принадлежат самоходные пассажирские теплоходы "Руслан", "Медея", "Даная".
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что деятельность по перевозке (по договорам фрахта) не является основным видом деятельности общества, по следующим основаниям.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации). В силу пункта 17.2 Методических рекомендаций подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок. Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов. При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций главным подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
В материалах дела имеется устав общества, в котором указано, что одним из видов деятельности является перевозка пассажиров и грузов (л.д. 40), а также лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров (л.д. 37).
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.05.2005 N 05-05-5/326 основным видом деятельности налогоплательщика является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (л.д. 53).
Иные условия, приведенные в пункте 17.2 Методических рекомендаций, подтверждающие, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, носят дополнительный характер.
Налоговым законодательством предоставление льготы на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности.
Правомерен и вывод суда о том, что, поскольку транспортные средства, принадлежащие обществу, не являются объектом обложения транспортным налогом, общество не должно уплачивать транспортный налог и представлять в инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2006 по делу N А56-49975/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2006 г. N А56-49975/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника