Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2006 г. N А56-52804/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Абакумовой И.Д. и Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Абрис СПб" Сладковой Н.Г. (доверенность от 19.06.2006 N 06-128),
рассмотрев 29.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2006 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2006 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-52804/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Абрис СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, (далее - Инспекция) от 31.10.2005 N 06/305, требований от 02.11.2005 N 40490 об уплате налога и N 1259 об уплате налоговой санкции недействительными в части отказа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3 500 842 руб.; начисления 98 798 руб. пеней и привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде 700 316 руб. штрафа, а также об обязании налогового органа принять к вычету 3 500 842 руб. НДС по за июль 2005 года.
Решением от 17.01.2006 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, установив соблюдение Обществом статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 07.04.2006 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы, изложенные в оспариваемом решении, отзыве и апелляционной жалобе, налоговый орган считает, что Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов 3 500 842 руб. НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), так как представленные им счета-фактуры и накладные оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, пункта 1 статьи 8 и пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и пунктов 11-12, 45 Приказа Министерства финансов РФ от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (далее - Приказ МФ РФ N 119н).
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты вез изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 17.10.2005 Инспекция в ходе камеральной проверки декларации Общества по НДС за июль 2005 года и документов, представленных для подтверждения права на вычет 5 212 865 руб., признала неправомерным включение в состав налоговых вычетов 3 509 427 руб. названного налога на основании первичных документов, оформленных с нарушением пункта 5 статьи 169 и пункта 1 статьи 171 НК РФ, пункта 1 статьи 8, пункта 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ) и пунктов 11-12, 45 Приказа МФ РФ N 119н, в том числе НДС: на сумму 12 403 руб. - в счетах-фактурах неверно указан адрес грузополучателя и отсутствует наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций; на сумму 3 478 954 руб. - в накладных отсутствуют сведения о доверенности, выданной уполномоченному лицу грузополучателя, и дата получения товара; на сумму 17 864 руб. - в счетах-фактурах отсутствуют наименование должностей и расшифровка подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; на сумму 206 руб. - в акте к счету-фактуре от 31.07.2005 N 7208 стоимость услуг указана в долларах США. На этом основании налоговый орган признал неправомерным предъявление к возмещению 180 438 руб. и вменил налогоплательщику в вину неуплату 3 328 989 руб. НДС за июль 2005 года.
Принятым по результатам проверки решением от 31.10.2005 N 06/305 Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 700 316 руб. штрафа, предложив налогоплательщику уплатить в срок, указанный в требовании, налоговую санкцию, 3 321 180 руб. недоимки и 98 798 руб. пеней, и уменьшила сумму НДС, исчисленную к возмещению в завышенных размерах, на 180 438 руб. В соответствии с этим решением налоговый орган направил заявителю требования от 02.11.2005 N 40490 об уплате налога и N 1259 об уплате налоговой санкции.
Общество оспорило названные ненормативные акты Инспекции в судебном порядке в части отказа в применении вычетов по НДС в сумме 3 500 842 руб.: начисления 98 798 руб. пеней и привлечения его к налоговой ответственности в виде 700 316 руб. штрафа.
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил заявленные требования, поскольку оспариваемое решение налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право на применение вычетов и порядок реализации этого права установлены в статьях 171-173 и 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные цитируемой статьей налоговые вычеты. Согласно пункту 1 статьи 172 налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Названные нормы консолидируются с пунктом 1 статьи 169 НК РФ, в которой также указано, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса РФ. В связи с этим пунктом 2 указанной нормы предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой же статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом пункт 5 статьи 169 НК РФ содержит перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, а пункт 6 этой статьи указывает на то, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом организации или доверенностью от имени организации.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что с декларацией по НДС за июль 2005 года Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ. В числе этих документов договоры с поставщиками; товарные накладные, оформленные по унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и служит основанием для оприходования этих ценностей; платежные документы и выставленные поставщиками товаров (работ, услуг) счета-фактуры, которые содержат все предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ сведения и реквизиты, в том числе адрес грузополучателя - Аптекарский пер., дом 6, в котором Общество арендует помещение в соответствии с договором от 03.01.2005 N 2.
Согласно же пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 названной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом и уплаченные покупателем.
В связи с этим несостоятельны доводы Инспекции о том, что представленные Обществом счета-фактуры и накладные оформлены с нарушением статей 8 и 9 Закона N 129-ФЗ) и пунктов 11-12, 45 Приказа МФ РФ N 119н, поскольку в них отсутствуют наименование должностей и расшифровка подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, и сведения о доверенности, выданной уполномоченному лицу грузополучателя.
Также несостоятелен довод подателя жалобы о том, что в акте от 31.07.2005 N А-00005684 к счету-фактуре от 31.07.2005 N 7208 стоимость услуг указана в долларах США, так как Инспекция не оспаривает, что бухгалтерский учет Общества ведется в рублях, как и тот факт, что данная операция отражена в бухгалтерском учете в валюте Российской Федерации, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ. Следует также отметить, что действующее законодательство не содержит запрета на оформление актов к счетам-фактурам в иностранной валюте, а согласно пункту 7 статьи 169 НК РФ в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы. указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в применении налоговых вычетов на сумму 3 500 842 руб. за июль 2005 года, начисления недоимки и 98 798 руб. пеней, а также для привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога, в виде взыскания 700 316 руб. штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2006 по делу N А56-52804/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2006 г. N А56-52804/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника