Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июня 2006 г. N А56-38558/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Самсоновой Л.А. и Шевченко А.В., при участии от войсковой части 45707 Ярышева А.А. (доверенность от 18.08.2005 N 699), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Богоявленской И.Г. (доверенность от 27.01.2006 N 01-16/1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2006 (судьи Протас Н.И., Зайцева Е.К., Петренко Т.Н.) по делу N А56-38558/2005,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с войсковой части 45707 (далее - Войсковая часть) 551,8 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога на имущество за 2004 год.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2005 во взыскании штрафа отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2006 решение суда от 03.11.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Войсковая часть является юридическим лицом, не относящимся к федеральным органам исполнительной власти, следовательно, она обязана уплачивать налог на имущество в отношении принадлежащего ей на праве оперативного управления имущества в общем порядке, установленном главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель налогоплательщика просил оставить решение и постановление судов без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Войсковой частью декларации по налогу на имущество за 2004 год налоговая инспекция признала неправомерным неуплату налогоплательщиком налога на имущество, обоснованную нормой подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Согласно названной норме не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные предприятия имеют право на применение правила, предусмотренного названным подпунктом пункта 4 статьи 374 НК РФ, только если не имеют статуса юридического лица. Поскольку Войсковая часть является юридическим лицом, она не вправе использовать освобождение от уплаты налога на имущество, предоставленное федеральным органам исполнительной власти.
Письмом от 12.05.2005 N 02-04/4219 налоговая инспекция уведомила налогоплательщика о выявленных нарушениях и предложила до 17.05.2005 представить свои возражения (объяснения).
Решением налоговой инспекции от 24.05.2005 N 176 налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 551,8 руб. за неуплату налога на имущество за 2004 год. Этим же решением Войсковой части предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 2 759 руб. налога на имущество и 59,59 руб. пеней за нарушение сроков уплаты этого налога.
Поскольку в срок, установленный в требовании от 05.07.2005 N 308 Войсковая часть штраф не уплатила, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налоговому органу во взыскании штрафа.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения и постановления, принятых судами по данному делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Одновременно в подпункте 2 пункта 4 названной статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1).
На основании статьи 11 названного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, и пунктом 2 статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1996 N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" (действовавшими в 2004 году) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, центральным органом военного управления и состоит из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру.
В силу пункта 2, подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и входящие в состав Вооруженных Сил войсковые части созданы для реализации поставленных перед ними задач, это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что наличие у Войсковой части статуса юридического лица не является основанием для признания его плательщиком налога на имущество в отношении спорного имущества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2006 по делу N А56-38558/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2006 г. N А56-38558/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника