Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июля 2006 г. N А05-7988/2005-33
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Тарасова А.С. (доверенность от 26.06.06 N ОВ-07/29759), от открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" Трубачева A.M. (доверенность от 20.05.06), рассмотрев 25.07.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.06 по делу N А05-7988/2005-33 (судьи Лепеха А.П., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" (далее - общество) 45 108 811 руб. задолженности по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Определением суда от 21.07.05 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное учреждение "Мурманское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства".
Решением суда от 07.12.05 в удовлетворении требований инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.06 решение суда отменено. С общества взыскано 25 108 811 руб. задолженности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10.02.06 и оставить в силе решение суда от 07.12.05. По мнению подателя жалобы, водные биологические ресурсы, выловленные в Норвежской экономической зоне Баренцева моря, не являются объектом налогообложения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель инспекции не согласился с ними, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным. Представитель третьего лица, в установленном порядке извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба общества рассмотрена без участия представителя третьего лица - Федерального государственного учреждения "Мурманское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства" (далее - ФГУ "Мурманрыбвод").
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество занимается добычей, приемкой, обработкой, транспортировкой, перегрузкой и хранением рыбы на основании разрешений и дополнений к разрешениям на промысел живых ресурсов, выданных ФГУ "Мурманрыбвод" Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (листы приложения к делу 1-64). Указанные разрешения выданы Федеральному государственному унитарному предприятию "Архангельская база тралового флота" (далее - ФГУП "АБТФ"), правопреемником которого после реорганизации стало общество (свидетельство о государственной регистрации от 14.10.04). Согласно разрешениям ФГУП "АБТФ" разрешен вылов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, норвежской экономической зоне биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
При этом основанием для исчисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются виды и объемы промысла соответствующих объектов водных биологических ресурсов, указанных в лицензии (разрешении).
Условия лицензии, касающиеся объема промысла объектов водных биологических ресурсов и районов работ с данными объектами, могут быть изменены с разрешения органа, выдавшего лицензию (разрешение).
Налоговый орган не вправе самостоятельно в связи с фактическим выловом плательщиком объектов водных биологических ресурсов в зависимости от районов промысловых работ изменять размер сбора, определенный в лицензии (разрешении). Положениями главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен перерасчет налоговым органом суммы сбора по фактическому вылову на разных территориях.
Поскольку биоресурсы являются единой экосистемой, разделить их при выдаче лицензий (разрешений) не представляется возможным, поэтому в разрешениях указываются все районы Баренцева моря и архипелаг Шпицберген.
Таким образом, в случае выдачи лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов одновременно как во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в Баренцевом море, так и на иных участках Баренцева и других морей Северного бассейна, то есть без разделения между указанными территориями объемов водных биологических ресурсов, предоставляемых в пользование налогоплательщику, сбор следует уплачивать за весь объем ресурсов, предоставляемых в пользование по такой лицензии (разрешению).
Следовательно, в данном случае общество согласно выданным разрешениям должно уплачивать сбор за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по этим разрешениям.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения спора имевшая место переплата (далее - НЭЗ), Смежном участке Баренцева моря, Медвежье-Шпицбергенском районе.
ФГУП "АБТФ" представило 15.07.04 в инспекцию сведения о полученных разрешениях (лицензиях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование указанными объектами, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
По результатам камеральной проверки указанных сведений, инспекцией составлен акт от 16.08.04, на основании которого принято решение от 05.10.04 N 14-23/23910 о доначислении обществу 64 692 270 руб. неуплаченных регулярных взносов за пользование объектами водных биологических ресурсов, в том числе по состоянию на 20.09.04 - 45 108 811 руб.
В адрес плательщика взносов направлено требование от 05.10.04 N 14-23/10497 об уплате 45 108 811 руб. сбора в 10-ти дневный срок с момента получения требования.
Поскольку общество в добровольном порядке не уплатило задолженность в указанный в требовании срок, инспекция обратилась в суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Удовлетворяя требования налогового органа в части взыскания неуплаченной обществом задолженности, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных общества по налогам в размере 20 000 000 руб. зачтена инспекцией в счет уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2004 год.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования инспекции и с учетом проведенного зачета взыскал с общества 25 108 811 руб. задолженности по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов за 2004 год.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 10.02.06 по делу N А05-7988/2005-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2006 г. N А05-7988/2005-33
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника